Казаки возрождают в Казахстане заброшенные сёла

В отжившее свой век село Ульяновское в Костанайской области потомственные сибирские казаки пытаются вдохнуть новую жизнь. Несколько семей, объединенные общей историей, обычаями и нравами строят настоящую казачью станицу. Сбежав от городской суеты, они разводят скот, восстанавливают заброшенные дома и ждут новоселов. В казачий быт окунулся и корреспондент NUR.KZ.

В разные времена истории представления о казаках были довольно противоречивые. Во времена русского дворянства казаками считали беглых крепостных и старообрядцев, скрывавшихся от властей. Интеллигенция же воспевала казаков как бунтарскую «вольницу».

Одна власть подвергла их гонениям, другая же доверяла им охрану своих границ. В среде казаков существует и собственное определение: «Казачество — братство людей, объединенных особым состоянием духа и сознания, нравственности и морали».

В Казахстан казаки пришли во времена Российской империи. Уральские, оренбургские, сибирские и семиреченские казаки непосредственно соприкасались с местным казахским населением, обменивались культурными и хозяйственными связями.

О казаках нынешнее поколение знает разве, что из фильмов и книг. Казалось бы, что в Казахстане традиции казачества уже давно канули в лету, но оказалось не так.

Село Ульяновское находится в паре десятков километров от города Рудный. Как и почему почти у подножья развивающегося горно-обогатительного комбината, некогда богатое и густонаселенное село, вдруг «зачахло», остается только гадать.


Размышлять и философствовать на эту тему Павел Паратиков, потомственный сибирский казак не стал. Атаман решил взять ситуацию в свои руки.

«Казаки издревле жили на селе, в городах их жило мало. Но сейчас тенденция такая, что все из сел бегут в города, деревни пустеют, покидают села и казаки в том числе. А из-за этого страдает экономика, потому что приходится помидоры покупать в Китае, и окорочка в Америке. И для того, чтобы переломить ситуацию, мы решили начать с себя. Изначально мы приехали в село Ломоносовское в четырех километрах от Ульяновского. Приехали туда, там обосновались, построили дома и с нами несколько семей еще. Но потом там обнаружили руду и нам пришлось переселиться сюда. Мы здесь третий год, только обживаемся. Там мы жили семь лет, создали себе инфраструктуру, все было, а здесь сначала приходится начинать, потому что руда важнее оказалась окорочков и помидоров», — с улыбкой рассказывает Павел.

 


У Паратиковых семеро детей, самой маленькой Полине нет еще и двух месяцев. Больше половины детей в семье казаков приемные, но молодые не намерены на этом останавливаться и в этом году еще двум детям из детского дома подарят полноценную семью.
Супруга Павла, Алина — казашка по национальности. По ее мнению, роль жены, что в казачьей семье, что в казахской, одна – беречь семейный очаг, растить детей, заниматься домашним хозяйством и быть правой рукой мужа.


Сейчас Алина осваивает ремесло швеи, все вещи для семьи она шьет сама, в том числе и национальную одежду.


«Допустим, я вижу в городе казахов в национальной одежде, я проявляю к ним огромное уважение. Человек, который уважает свою культуру, он будет уважать культуру народа живущего рядом. Поэтому на этой почве, никогда не будет межнациональных розней. Женщины наши не ходят в штанах, они всегда в платьях. Если женщины надевают штаны, значит, нам надо надевать юбки. Должен быть баланс», — рассуждает атаман.


Как гласит известное изречение – «казак без веры никуда», поэтому детей Павел воспитывает в православной культуре, прививает христианские ценности.
Особое внимание в семье уделяется и военно-патриотическому воспитанию. В Рудном, где в колледже учатся старшие сыновья Артем и Максим, казаки открыли военно-патриотический клуб «Пластун». Каждый год ребята становятся призерами различных областных, республиканских и российских соревнований.

 


Артем с гордостью демонстрирует стены увешанные медалями и грамотами. И дома и в колледже они ходят в национальной одежде. Парни не скрывают, что на них в городе смотрят с любопытством, но не стесняются этого, а гордятся. Многие заинтересовываются и приходят в военно-патриотический клуб.
Молодые казаки уверены, что военно-патриотические навыки им точно пригодятся, ведь свою дальнейшую жизнь они хотят связать с работой в полиции. И задатки у них уже есть неплохие. Максим, к примеру, за 30 секунд с легкостью разбирает и собирает автомат. С такой же прытью они седлают коней, управляются с домашним хозяйством и строят баню.

Младшие тоже не отстают, Анастасия и Дарья, растят кроликов, помогают по дому и могут дать фору любому в верховой езде, старшие учатся на портных в городе.

Помимо Паратиковых в Ульяновске есть еще три семьи казаков. К примеру, Коваленко Денис и Яна приехали в село по совету Павла. Глава семьи в Рудном охраняет храм. Трое детей и хозяйство – все на супруге, но ей как настоящей казачке не привыкать.

 


Вещи своей семье Яна шьет сама, успевает даже расшивать кокошники. Для сына, сшила расписную рубаху и шаровары. А вот хозяйство на всю казачью станицу общее.


«Мы стараемся выйти на новый уровень, в Ломоносовке мы уже были, вышли на него, не зависели от города. Здесь все только заново начинаем. Там у нас была ферма, здесь пока небольшое хозяйство» — рассказывает Павел Паратиков.

Казаки уверены — большое начинается с малого. Павел показывает дома, в которых они уже выкупили квартиры.

Именно их они готовы предоставить тем, кто по зову сердца пожелает присоединиться к казакам. А планы у них грандиозные, и вполне осуществимые — создать на пустыре около села настоящий казачий хутор, со своими традициями, обычаями и нравами, развести большое хозяйство и сохранить самобытность своей культуры.

5 октября  источник: http://www.nur.kz