Александр Месечко: «Нужно разрешать конфликты, а не смаковать их»
Казачество, пожалуй, единственное сообщество людей, которое за новейшую историю возрождения и развития постоянно выясняет внутренние противоречия в публичном поле.

Это невозможно констатировать без сожаления, потому что как ни назови казаков сегодня – общественной организацией, сословием, а тем паче народом — такое поведение не свойственно ни одной из названных категорий. Более того, никогда не было характерно для казаков дореволюционной России.

О том, как должны решаться споры и разногласия согласно казачьим традициям, помнят и понимают ли их сегодня казаки – интервью с председателем Суда чести Ставропольского окружного казачьего общества ТВКО Александром Месечко.

Справка:

Месечко Александр Яковлевич, депутат первого созыва Думы Ставропольского края 1994 года. Активный участник возрождения казачества на Ставрополье и в России, казачий полковник.

Окончил геологоразведочный факультет Горно-металлургического института (г. Алма-Ата). Работал в Восточно-Казахстанском геологическом управлении, в Афганистане, Грузии, в 6-м главном объединении министерства геологии СССР, Северо-Кавказском геологическом объединении.

В 1968-1969 гг. участвовал в проектных работах строительства второй очереди Большого Ставропольского канала. В 1993 году принимал участие в организации комитета по геологии и использованию недр Ставрополья, территориальном фонде геологической информации края. В настоящее время — внештатный эксперт Северо-Кавказского филиала государственной комиссии по запасам министерства природных ресурсов РФ.

— Александр Яковлевич, что такое Суд чести и каковы его функции сегодня?

— Старинные традиции казачьего самоуправления всю полноту власти, в том числе и судебной, отдавали кругу. Суд чести в казачьих войсках появился в XIX веке, когда произошло окончательное встраивание казачества как служивого сословия в систему Российской Империи. Это был орган, регулирующий морально-нравственное состояние казаков, разбирающий различные споры, в том числе и имущественные.

Сегодня Суд чести Ставропольского округа Терского войска, согласно уставу, избирается кругом сроком на 5 лет в составе пяти казаков. Его членами могут быть наиболее заслуженные и авторитетные казаки, знающие и соблюдающие традиции и обычаи казачества.

В каждом казачьем обществе, от хуторского до войскового уровня, есть свои Суды чести, которые, в свою очередь, входят в вышестоящие. Это коллегиальный консультативный орган, рассматривающий и разрешающий по существу споры и разногласия между казаками и казачьими обществами округа, нарушения устава, совершение проступков, оскорбляющих честь и достоинство казака.

— Современные станичные казачьи общества насчитывают от нескольких десятков, до сотен человек, а войсковые – это тысячи. Естественно, что в таком большом коллективе будут разногласия. Почему же на протяжении последней четверти века эти споры становятся предметом публичного обсуждения?

— За эти годы я много общался с казаками Дона, Кубани, участвовал во всех съездах казаков, всероссийских и по территории Северного Кавказа. И, естественно, всегда было разномыслие. Но и тогда, и сейчас казаки определяли себя как людей православных, верующих.

Многие отождествляют себя со службой, охраной границ, земельным хозяйствованием. Кто-то считает, что надо быть вольными. Законодательство позволяет — пожалуйста. Каждый выбирает себе дорогу, жену и веру. Но надо один раз это сделать, не меняя потом свое мнение без конца, и не болтаться как бычий хвост. Выходят из обществ, потом обратно возвращаются. Дело ведь даже не в тех, кого выбрали атаманами. Все бывает в жизни: не люб человек, не подтверждает доверия. Обижаться-то зачем? Особенно на выборные должности. Завтра тебя выберут, и если твои действия не нравятся основной массе, то на кого обижаться будешь?

Всегда эти скандальчики зависят от личных амбиций или какой-то обиды. Если для тебя главное — казачье дело, ты осознал себя казаком в жизни, тогда ты не будешь бегать по прессе и выносить наши внутренние проблемы на всеобщее обсуждение. Я признаюсь – терпеть этого не могу.
Делай свое дело в рамках своей общественной организации или своего реестрового казачьего общества на общую пользу, для всего казачества. Быть может, и тебя оценят по делам твоим, спустя некоторое время.

Старики раньше говорили: делай свой дело, а там что Господь даст. А дело казака в чем? Это твоя вера, семья, твоя земля. Сделайся там хозяином, чтобы ты не обижался. Как ты себя ведешь, так и будет. Если ты воспитаешь достойных детей после себя, вот тогда это будет не болтовня. Оставь добрую память о себе, как о порядочном человеке. Когда мы ТУДА попадем (если еще даст нам Бог Царствие небесное), то встретят нас наши пращуры и спросят: как вы там жили, как блюли традиции? Что ж вы делали? Не замарали ли честь и достоинство казачьего звания?

— Когда только начиналось возрождение казачества, приходилось вспоминать все эти исторические традиции. Кто подсказывал, как вести круг, как выбрать есаульца, что такое Суд чести?

— Учились у стариков, использовали воспоминания бабушек и дедушек об устройстве казачьей жизни. Такие вещи не говорились в широком кругу, только для семьи, чтобы знали, кто мы и откуда. Но рассказы рассказами, а как на самом деле было?

Начали мы искать исторические документы, касающиеся казачества в целом и Терского войска в частности. Во Владикавказе удалось найти «Положение об общественном управлении станиц казачьих войск», высочайше утверждённое 1 июля 1891 года. Мне сделали с него копию.

В документе подробно описан порядок проведения кругов, внутреннего устройства станичного правления, полномочия атамана, правления, станичных и хуторских судей. Также Союз казаков России под руководством атамана Мартынова выпускал исторические методички для всех, это очень помогало. Отовсюду по капле.

Но жизнь ставила вопросы современные, острые. Мир меняется, в одну реку дважды не войдешь. Даже в царских документах написано, какая статья отменяет предыдущую в связи с устареванием.
Когда работал я над положением о Суде чести впервые, то перелопатил множество литературы, и в итоге оно в том виде не прошло. Я сейчас понимаю почему — это была архаика, теперь другие реалии.

Затем документы для вхождения в госреестр проходили юридическую экспертизу в краевых и федеральных инстанциях: минюсте, прокуратуре. Большие споры, например, вызывал пункт об обязательности православного вероисповедания для членов казачьих обществ. Разглядели в этом нарушение прав на свободу вероисповедания, но все же сумели найти нужные формулировки, не противоречащие действующему законодательству России.

Великое благо, что сейчас можем открыто пользоваться своими традициями, в том числе по урегулированию внутренних конфликтов. Будет польза, если и со стороны станет видно всем, как мы способны их решать. Нельзя порочить все казачество, выставляя своих братьев в глазах общества кучкой вечно дерущихся смутьянов.

— Можно ли сказать, что казаки сегодня недостаточно пользуются таким историческим институтом как Суд чести?

— Конечно, лучше бы меньше пользовались. Но дело в том, что не все казаки хорошо знают историю. Забывают, что у них есть территориальные Суды чести и Советы стариков, куда всегда можно обратиться. Они же выбираются из своих, уважаемых и достойных казаков. Получается, что недовольные сами не уважают тех, кого избрали для разбора конфликтов, а сразу бегут в публичное пространство. И начинается грязь нескончаемая. Собирается кучка и поливает друг друга и всех вокруг в прессе, в интернете, во всеуслышание.

Для чего это делается, если можно поставить вопрос один раз и решить его? Но если цель — вовсе не прийти к решению проблемы, а обычный самопиар, привлечение к себе стороннего внимания, то это уже другое.
Сегодня мы можем исключить казака из общества, а в старину было гораздо серьезнее – изгнание из станицы, что было равносильно самоубийству. Обратитесь к тем, кто опытен, прожил жизнь и понимает, как лучше сделать.

Конечно, если Суд чести выбран формально, то он так и будет работать. Выбирайте не обязательно стариков, а тех, чье слово веско, кто пользуется авторитетом и уважением.

— Из выступлений в СМИ и блогосфере для стороннего читателя создается впечатление, что те, кто публично поднимает внутренние казачьи вопросы, как раз компетентны в традициях…

— Наша главная традиция — это уважение к старикам. Если обычно Суд чести возглавляют старики, то получается, тебе не важно их слово. Взаимосвязано три поколения: старшее среднее и младшее. Что мы делаем сами, тому и учим наших детей, нашу надежу.

Я приведу пример. У меня в саду, на родовом казачьем подворье, растет огромный орех, который мы посадили вместе с дедом в 1948 году, после войны. Сколько было передумано под этим деревом, здесь принимались серьёзные решения! Как-то в детстве я косил с дедом траву. Подошли мы к родничку, и дед говорит: набери-ка воды. Напились мы холодной водицы, а дед сказал: помни, слаще этой воды никогда не будет, помни всегда этот родничок, это утро, солнышко, куда бы тебя ни занесла судьба. И я действительно, где бы ни бывал, всегда вспоминал этот родник.

Так вот и мы, должны показывать пример молодым, воспитывать детей на том, как сами соблюдаем свои традиции, чтобы на деле они не прерывались. Вот тогда и будет казачество как тот могучий орех, который много чего помнит на своем веку.

— Какие внутренние вопросы сегодня решает Суд чести? С чем чаще всего обращаются казаки?

— За прошедший год было три обращения. Все они связаны с вопросами собственности, земельной и имущественной. Задача Суда чести – примирить стороны, найти компромисс. В противном случае выносится окончательное решение, имеющее рекомендательный характер для выполнения его атаманами соответствующих обществ.

Самая большая проблема в том, что сами атаманы не сверяются с уставами. Хотите кого-то наказать? Посмотрите, по праву ли вам этот вопрос, при каком кворуме вы можете это делать, но когда принимаете решения с нарушениями уставных требований, то даете повод их оспаривать.
К примеру, выделяется собственность из районного общества в хозяйственное пользование нижестоящему хуторскому. А потом, минуя устав и договорные отношения, вдруг попадает в частные руки. Не твоя собственность, а районного общества. Почему хуторской атаман делает так без согласования с районным? Образуется раскол: некая часть казаков поддерживает это решение, принятое с нарушениями устава, а другие нет. Такого же не было никогда! Два куска хлеба в один рот не поместится. Если совести нет, то и казаком не будешь никогда.
У казаков в старину была и частная собственность (личное подворье, дом), и общинная — войсковые земли. Никто даже мизинец на войсковую не поднимал. Да и свое подворье, тем более дом, было очень сложно продать иногородним, только с согласия станицы! Станица часто сама выкупала собственность у тех, кто уезжал, чтобы не было разбавления жителей.
Ну а если вы хотите выразить недоверие атаману, которого избрали кругом, то опять же, пользуйтесь уставной процедурой. Вы можете высказывать любые мнения о его работе, но только на круге. И, если большинство не поддерживает вас, а вы продолжаете смаковать ваше мнение публично, то это нарушение устава. Где прописано, что можно так делать? Полное незнание наших традиций, правил и документов. Вы обязаны подчиняться большинству. Остальное – лицемерие.

— Быть может, гласность и публичность наоборот, на пользу казачьему развитию?

— Не надо путать это с гласностью в гражданском поле государства. Если вы — члены казачьего общества, то для чего мы собрались и утверждали на кругах свои правоприменительные документы? Не нравится соблюдать, тогда зачем вы здесь? Вас никто не тянул сюда. Это какое-то раздвоение личности.

Я вспоминаю очень сложное время, 1994 год, когда казаки выдвинули меня в Государственную Думу Ставропольского края от г. Ессентуки. Законодательной базы никакой не было, денег в бюджете края тоже. Было 25 депутатов разных взглядов, при этом — наплыв беженцев, перевод войск с западных направлений, первая чеченская война, потом буденновские события… Я удивляюсь, как удалось удержать ситуацию! Были приняты устав края, флаг, герб. Была команда единомышленников, все мы одинаково хотели стабилизировать край, решали проблемы, не оттягивая, не смакуя конфликты. Вы представляете, если бы мы начали ругаться между собой?

С теплым чувством и благодарностью вспоминаю первого председателя Думы Валерия Зеренкова, Юрия Гонтаря, Виктора Хлопоню, Ивана Никишина, Виктора Бекетова, Василия Афанасова и других депутатов первого созыва. Казаков, которые оставили весомый след в возрождении Союза казаков на Ставрополье — Петра Федосова, Витислава Ходарева и других. Дай Бог здоровья живым и царство небесное тем, кто ушел…

Казаки и тогда, и сейчас — хотят все сразу. Мы много шишек набили, но невозможно в одночасье изменить сознание, мировосприятие, ускорить ход событий. Нужно было искать казачью нишу в новом государственном устройстве России. На этой волне в казачество пришло много людей, которым хотелось чего-то личного, выдвинуться.

Я рад, что нашими трудами эта пена отлетела и на Ставрополье и Тереке создана крепкая казачья организация. Нам удалось в 1995 году принять в Думе первые в России законодательные акты, которые стали основой для развития казачества в Ставропольском крае. После этого никакие сегодняшние трудности мне не кажутся неразрешимыми.
Да, и сейчас не без проблем. Любое дело всегда сопровождается и успехами, и неудачами. Но я думаю, что свои главные задачи мы выполним.
С удовлетворением мы, старики, ветераны казачьего движения, смотрим на наши казачьи классы, на ребят, которые приходят из армии, где они с честью отслужили, подготовленные в казачьих обществах, и понимаем: главное растет надежная молодая поросль казаков, достойных граждан нашего великого Отечества – будущее казачьего Ставрополья и Терека.

Источник: http://kavtoday.ru/17261

  • Автор: Наталья Гребенькова