ПРАВОСЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ КАЗАКОВ

То, что обычно возникает в воображении человека, слышащего слова «Православие», вовсе ещё не само Православие. Патриархи, иконы, посты, пение и колокольный звон, вся строгая обрядовая пестрота – не более, чем след, оставляемый благочестивой душой на пыльной земной дороге по пути к Царству Небесному. Для того, чтобы понять, что такое Православие, нужно жить в
Православной Церкви.

Православие (греческий вариант слова – ортодоксия,
православный – ортодоксальный) – это правильное прославление Бога, такое
православие, какое угодно Самому Богу, которое и установлено Самим Богом.
Весь мир – и окружающая нас Вселенная, и мы сами целиком – всё сотворено
Богом для Его же славы. Состояние, которое Бог даёт живому существу,
прославляющему Его, называется жизнью. Жить по-настоящему можно лишь
прославляя Бога, лишь творя Его волю. Практически у каждого человека имеется
капелька веры, данная Творцом. Но только не всякий обращает на неё внимание
и ценит её. Человеку кажется, что земные таланты и способности более важны и
насущны. Это и понятно: вера в Бога ведёт человека к Богу на Небо, а гордая
душа и страстная плоть хотят реализовать свои фантазии и потребности на этой
земле. Жить по-Божьему или жить по-своему – главный стратегический и
судьбоносный выбор, совершаемый человеком. Необходимо порой великое
мужество, чтобы следовать именно воле Божией, а не идти на поводу идей,
навязываемых личным тщеславием или амбициями. Защищать Православную
Церковь возможно прежде всего борясь против своих внутренних врагов –
пороков, страстей и гордости. Победа, даруемая Иисусом Христом в этой личной
духовной войне, важнее всех вместе взятых побед во всех сражениях всех
времён.
Анализ трудов античных и средневековых историков, архивные документы и
данные археологии, исследования этнографические и лингвистические
категорически утверждают, что казачество, как народ духовный и уникальное
явление, появилось в Северном Причерноморье задолго до Рождества Христова
и, в ходе развития, подарило человечеству азбуку-глаголицу и т.н.
старославянский язык, ставший стараниями святых Кирилла и Мефодия, языком
Православной Церкви. Как Воинство Христово, казачество было основано, после
крещения казаков, самим святым Апостолом Андреем Первозванным. И на
протяжении почти 2-х тысячелетий с честью несет свой тяжкий крест, увитый
терном.
На день пятидесятый от Воскресения Христова Матерь Божья,
апостолы, ученики Христовы и многие верующие собрались поутру в одном
из домов иерусалимских,
Все исполнились Духа Святаго, стали славить Бога на разных языках,
которых прежде не знали. И разошлись в разные стороны, в земли
назначенные Господом.
Святому апостолу Андрею Первозванному, среди многого, досталось
царство Боспорское и он отправился туда со словом евангельским.
Как и многие лета досюль, съехались казаки тогда на Круг Большой –
познать милость Божию в порядке древнем. Опять стоял на требище котел с
багрецом- чихирем и меч священный над кучей ветья возвышался.
Тут возник апостол на требище во столбе солнечном, принесенный туда
незаметно Божьим Ангелом. Окропив водой святою из походной фляги
казаков на требище, возвестил он народу поникшему громным голосом:
«Дети Бога Единого, радуйтесь! – Явился миру Иисус Христос – Господа
Сын Единородный. Отдавший кровь свою за нас, Он был жертвой
последней перед лицом Отца Небесного. Слава ему на веки!»
Раскалился меч и Святой Андрей ухватил его десницею голою да за
лезвие огненное и поднял высоко этот крест, златом зареющий, над
синодом казачьим со словами:
«Отныне вы есть Воинство Христово! Сим мечем будете служить
Господу, защищая Веру Православную, и души свои грешные спасете».
И возрадовался народ казачий Вести Благой, давно ожидаемой, и
уверовал во Христа Вседержителя, Света от Света, Бога Истинна от Бога
Иситнна и во Святую Троицу в виде православном.
Через девять дней, сзаранка, собралось все Воинство Христово с
чадами и домочадцами для таинства крещения.
И окрестил казаков в речке светлой у кургана сам апостол Андрей и два
диакона (казаки из Корчева) ему прислуживали.
Обойдя полки, святой апостол Андрей заповедовал: «На шары бунчуков
золотые, вместо зверей и птиц степных, укрепите кресты железные
стрельчатые, в знак победы Христа над язычеством. И не будет тогда
переводу вам. Род казачий во всем преумножится. Только следует идти по
пути праведному, истребляя зло, борясь с диаволом денно и нощно, в
надежде на спасение души бессмертной, И будет Суд Страшный, и исчезнут
народы кровные, в вере нестойкие, в геенне адской, но Воинство Христово
неистребимо и с Господом пребудет».
Многие выдающиеся деятели Русской церкви и Русского государства по праву
считали апостола Андрея первым крестителем Руси. Доказательством тему,
служили не только византийские, армянские и грузинские хроники, но и великое
множество чисто русских летописных свидетельств.
О миссионерской деятельности Св. апостола Андрея в районах,
прилегающих к Черному морю, сохранилось немало свидетельств древних
авторов (Евсевий Памфил Кесарийский, Ориген, св. Дорофей, епископ Тирский,
епископ Епифаний Кипрский, Сафроиий, Праксейс, Никита Пафлогонянин,
иерусалимский иеромонах Епифаний).
Точно известно, что продолжительное время св. апостол Андрей
Первозванный пробыл в Корсуни (Херсонесе – ныне пригород Севастополя). В
этих краях он проповедовал многократно, предание указывает на углубление на
камне, образовавшееся от стопы апостола, вода, которая в нем собиралась,
исцеляла больных. До наших времен сохранились развалины древних храмов,
чьи основания восходят к I в., а среди них – следы древнейшего храма Святого
Андрея с высеченным на скале престолом его имени.
Когда Святые апостолы Кирилл и Мефодий — основатели древнего
славянского письма «кириллицы» — прибыли в бывшую Скифию проповедовать
христианство, то в храме города Херсонес (современный Севастополь) они
обнаружили древнее Евангелие и Псалтырь, выполненный скифским алфавитом
— рунами. В актах Никейского Собора 325 года уже упоминается «Азовская
митрополия», где насчитывалось несколько христианских храмов и монастырей.
Например, на окраине города Сухума (в древности город назывался по-гречески
Себастополь) был построен величественный храм Святой Софии (Премудрости
Божьей), который был уменьшенной копией одноименного храма в
Константинополе. До сих пор сохранились развалины древних храмов на
Таманском полуострове, в Абхазии, в Крыму.
По всему Приазовью и по Дону в то время звучала уже славянская речь. Об
этом знали Греки, давшие своими свидетельствами основание автору Российских
Четьи Миней утверждать, что жители Приазовья «коих Греки Козарами, Римляне
же Газарами называли, был народ скифский, языка славянского, страна же их
была близ Меотического озера».
В 965 г. Земля Касак путем завоевания попала под власть Киева. В 988 r. oна
передана в управление одному из Рюриковичей, Mcтиславу Владимировичу,
который после смерти отца отложился от Киева в со своими Коссаками (Косаги,
Казягъ летописей) и Казарами занял подонские н донецкие степи до Чернигова. В
кровавом бою Мстислав разбил под Лиственом, выступившего против него, киево-
новгородского князя Ярослава и стал государем державы, получившей название
по главному городу Томаторкани (у Русских — Тьмутаракань). До 10601 г.
Томаторкань объединяла в своих границах все племена Коссаков и простиралась
от Кубани по всему Додонью, Донцу и Северщине, включая Курск и Рязань.
Основой казачьего мировоззрения, жизненной философии, даже если это и
«философия войны», было Православие. Но Православие не в абсолютно
каноническом смысле, а в непосредственном, личном взаимоотношении
человеческой души и Создателя, причем с примесью языческого мировосприятия,
связанного с Высшими силами природы, исходящими от воды и степи. Веру
рассматривали как совершенное духовное состояние, стоящее выше сознания, ни
с чем не сравнивая, только говоря: «Либо вера есть, либо ее нет!».
Великую силу Православия в полной мере осознавал первый устроитель
Руси после татарского нашествия Святой Благоверный князь Александр Невский.
Именно он обеспечил духовную связь казачества и русского государства.
Поднепровский Переславль был почти стёрт с лица земли, и в 1261 году
Александр Невский добился разрешения Хана Берке, чтобы резиденция
Переславского епископа была перенесена в столицу Орды-Сарай, возникла
Сарайско-Подонская епархия. Из самого названия видно, что значительная часть
паствы жила на Дону, а подчинялась епархия митрополиту всея Руси, резиденция
которого в 1299 году была перенесена из Киева во Владимир, а потом в Москву.
Таким образом, через церковь установились связи казаков с новым центром
русских земель.
Минуло 92 года с чёрного января 1919 года – трагического для судьбы
казачества России, когда был начат массовый геноцид против самой активной и
дееспособной части народа, которая веками защищало покой и нерушимость
границ России и Казачьего Присуда.
Сегодняшнее понятие казаков о Православии и о своих обязанностей
христианина перед Богом несколько необычные для казака, по сравнению со
своими предками. Что греха таить, ни от стариков, ни от атаманов казаки не видят
примера в посещении Храма Господнего, как в воскресные праздничные дни, так и
в будни. Большинство не бывают на проповедях, где напоминают и рассказывают
прихожанам о Славе Божьей, о православно-нравственных устоях, о Божьих
заповедях и о жизни духовной. Без понимания того, что без воцерковления
казаков, подлинного возрождения казачества как народа немыслимо, должно быть
осознано всеми казаками и, в первую очередь, стариками и атаманами от хутора
до Войска.
Наш главный враг – отсутствие казачьего самосознания у некоторых
потомственных казаков, забывших о своей принадлежности к Воинству Христову.
Духовное беспамятство – страшная болезнь, способная погубить и тело, и душу
бессмертную. Исцелить этот недуг возможно только познанием истоков нашей
святой веры и истории, которые не только учат, но и даруют личное спасение
избравшим путь тернистый – стезю бескорыстного служения Богу и Отечеству.
В условиях роста национального самосознания, современная педагогическая
наука все чаще обращается к историческим памятникам, культурным традициям, в
частности, традициям казачества как средствам воспитания подрастающего
поколения.
Традиция выступает в качестве исторической предпосылки (основания) и в
качестве средства формирования системной целостности. Россия –
многонациональное государство. На знании истоков казачества, его сакральных
традиций, родного фольклора воспитывается интерес и уважение к культуре
других народов.
Казачество является хранителем самых высоких духовных и нравственных
ценностей. Оно имеет высокую идею в форме Святая Русь или Мать — Сыра
Земля и необходимо сохранить эту константу, трансформировать через века в
современность.
Казачество — явление характера мирового. Оно «поэзия» старины, которая не
может не волновать человеческую душу.
Слава Богу, что Мы — казаки!

автор не указан

источник:http://vbkv.ru/Dokumenty/Prav_vera_skaz/2pravoslavie_kazachestva.pdf