Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, глава Синодального комитета по взаимодействию с казачеством:
«Дух братолюбия укрепился в нашем казачестве» — Владыка, благословите! — Бог благословит. — В последние годы в различных регионах нашей страны при участии Синодального комитета по взаимодействию с казачеством проходят форумы, посвященные вопросам духовного окормления казаков. В ноябре состоялся Межрегиональный форум «Сохранение историко-культурного и духовно-нравственного наследия казачества в России: опыт Ямало-Ненецкого автономного округа». К каким конкретным результатам приводит такой формат работы? — Сегодня, по прошествии почти семи лет, как Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством был учрежден по благословению Священного Синода и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА, становится очевидно, что Комитет организует процессы воцерковления и духовного окормления казаков, приводящие к ощутимым результатам, правда, немного в отдаленной перспективе. Я говорю о тех наработках, которые осуществлены Синодальным комитетом, – десятки конференций, учебно-методических семинаров, круглых столов, форумов в Ставрополе, на Ямале, в Астраханской, Московской, Калужской, Рязанской, Иркутской, Омской областях, а также о большом числе разработанных документов по окормлению казачества, квинтэссенцией которых стала Концепция Русской Православной Церкви по духовному окормлению казачества, принятая Высшим Церковным Советом. Очевидно, что расширился спектр взаимодействия с казачеством. Я сразу поставил задачу взаимодействовать не только с реестровыми казачьими обществами, но и с общественными, со всеми, кто исповедует православную веру, желает единства, процветания казачеству и Святой Руси. Это очень важный момент и посыл. Это привело к тому, что тяжкая грань греховного братского разделения стала стираться. Уже нет такого жесткого противостояния. И так и должно быть. Дух братолюбия, прежде всего, должен существовать в российском казачестве. Поэтому то мудрое решение, которое принял Святейший Патриарх и Священный Синод, образовав Синодальный комитет, сейчас все более и более приносит благодатные обильные плоды в деле окормления российского казачества. Понятно, что даже за несколько лет сложно полностью преобразовать казачество, это дело всей жизни и последующих поколений. Важно то, что оформилась сама структура, сам остов. И то, о чем говорится на наших форумах и конференциях, как в Москве, так и в других городах и весях, — это есть, прежде всего, задача воцерковления, возвращения в лоно нашей Матери Церкви братьев-казаков. Все-таки за годы советской власти их оторвали от Церкви, хотя они сохранили в себе приверженность к Православной вере. Более тысячи духовников окормляют казаков на канонической территории Русской Православной Церкви. Это не просто весомая цифра, это духовно-нравственный стержень нашего соработничества. Казачьи наставники всем своим служением убеждают, что с их словом надо считаться, что казак как всякий православный христианин обязан помнить, что у него есть духовник, архипастырь и вести себя подобающим образом. Казаки, я убежден, есть настоящие защитники и надежный оплот святой Православной Церкви. — В настоящее время в епархиях Русской Православной Церкви созданы 164 подразделения по работе с казачеством. Каким Вам видится эффективное взаимодействие Комитета с казачьими духовниками и как должны строить свою работу духовенство, окормляющее казаков, с представителями казачества на местах? — Священники неоднократно обращались в Синодальный комитет с просьбой о создании документа, регламентирующего взаимоотношения казачьего духовника и казачьего общества. Мы согласовали основные содержательные позиции, такой документ был создан и принят Высшим Церковным Советом в 2014 году под названием «Положение о епархиальном отделе по взаимодействию с казачеством». Отделы или комиссии и ранее существовали в некоторых епархиях, но в течение двух лет, в том числе в связи с учреждением новых епархий, их число возросло до 164. Это означает, что Синодальному комитету необходимо получать корректную информацию о работе Церкви и казачества на местах едва ли не в ежедневном режиме. При том, что свою работу необходимо планировать и отвечать за конкретные результаты проводимых мероприятий, руководители епархиальных отделов и казачьи духовники испытывают потребность в новых подходах, ведь им приходится вести церковно-государственный и церковно-общественный диалог, нацеливая всех участников соработничества на полезное служение Церкви и Отечеству. В течение года мы провели немало встреч, конференций и форумов, которые по сути стали площадкой для повышения квалификации. Всем нам нужны новые знания, новый опыт, а также эффективная методология, позволяющая качественно и современными способами решать возникающие проблемные вопросы, как у священников, так и у казаков. В Комитете регулярно обновляется программа повышения квалификации, о чем свидетельствуют положительные отзывы участников мероприятий, организованных в регионах Синодальным комитетом либо при его участии. Например, организованные совместно с Общецерковной аспирантурой и докторантурой им. Св. Кирилла и Мефодия ежегодные курсы, по окончании которых участники получают сертификаты о повышении квалификации. Свидетельства Синодального комитета по взаимодействию с казачеством о повышении квалификации мы также вручаем участникам наших информационно-методических семинаров, конференций и форумов. Приобретенные знания, объемная методологическая помощь сотрудников Комитета позволяют казачьим духовникам более уверенно осуществлять свое служение на местах. Мы наблюдаем эти точки роста, возникающие при условии работы сильной фигуры, каковой является войсковой священник или руководитель епархиального отдела по взаимодействию с казачеством. Сегодня многое зависит от желания самого пастыря, ведь мы видим разные примеры соработничества на местах. Я хотел бы обратить внимание священства на более высокую требовательность, прежде всего, к самому себе. В этом случае богоугодный результат может быть достигнут естественно и быстро. — Синодальный комитет активно развивает сотрудничество с представителями казачества за рубежом. Как удается объединять вокруг Церкви потомков казаков, оказавшихся в эмиграции после 1917 года, с разными взглядами на историю казачества и понимание нынешнего места казаков в современном обществе? — Это важное направление деятельности Синодального комитета. Мы ясно осознаем, что за пределами нашей Родины остались потомки казаков, которым небезразлична и необходима связь со своим Отечеством. Церковь является объединяющей силой и неоскудевающим источником, к которому стремится всякая христианская душа. Здесь мы все становимся единым организмом со Христом через приобщение Святых Таин. Правда Христова позволяет нам избежать тех трагических ошибок, которые привели к братоубийственной войне в начале XX века, разделившей и рассеявшей русских людей по всему миру. Как мы едины у Святой Чаши, так мы должны быть едины в обычной жизни. В поездках в казачьи общества Австралии, Чехии, Франции, Германии, Болгарии мы убеждаемся, что духовенство и казаки знают и поддерживают друг друга. Примечательно, что в эти поездки мы приглашаем представителей казачьих обществ России, духовенства, государственной власти, научного сообщества, и наша делегация становится центром внимания и притяжения русской общины за рубежом. Продолжается наше общение и тогда, когда потомки казаков приезжают к нам в Россию. Например, они участвуют в работе казачьего направления Рождественских чтений и Ставропольского форума Всемирного Русского Народного Собора. Уверен, что такие мероприятия помогут нашим соотечественникам-казакам, проживающим за рубежом, сохранять свою национальную идентичность и объединяться с целью сохранения единого духовного и культурного пространства в странах СНГ и дальнего зарубежья, ибо по словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА «казачество – православное, и именно Русская Православная Церковь, на канонической территории которой возникло это сословие, несёт ответственность за его пастырское окормление по всему миру». — В январе этого года на заключительном пленарном заседании казачьего направления XXIV Международных Рождественских образовательных чтений Вы, Ваше Высокопреосвященство, среди других направлений работы Синодального комитета назвали приоритетным в 2016 году – явление особой заботы духовенства о казачьей молодежи. Что удалось сделать? Можно назвать заметные положительные или проблемные особенности работы священников с молодыми казаками? — Положительные тенденции в работе объединений казачьей молодежи, в их духовном укреплении действительно есть. Войсковые атаманы с большой заботой относятся к деятельности казачьих кадетских корпусов, других образовательных организаций с казачьим компонентом. С духовниками такого рода учреждений и учащимися много работает Синодальный комитет, сотрудники которого встречаются с ними на мероприятиях и видеосовещаниях, которые Комитет в целях повышения квалификации организовывает, в том числе в Московском государственном университете технологий и управления им. К.Г. Разумовского. Казачатам подчас важен даже рассказ священника о своем пути к Богу, о преодолении в себе, когда-то юном человеке, естественной тяги к легкой, лишенной обязательств и ясной цели, жизни. А постоянные беседы, лекции духовенства для казачат об основах веры Православной, участие молодых казаков в богослужениях, их приобщение к Святым Таинствам Церкви, — все это свидетельствует об оздоровлении, об усилении желания у многих жить в Церкви и жить с Богом. К примеру, в МГУТУ (Первом казачьем университете) есть свой духовник – ответственный секретарь Синодального комитета священник Тимофей Чайкин, который является наставником и для студентов, и преподавателей. Духовники несут свое послушание во всех 18 региональных институтах ВУЗа. В уходящем году мы дважды организовывали церемонию приведения к присяге студентов-казаков в Большом Соборе Донского монастыря. Без священника не обошлась церемония торжественного обещания студентов-казаков I курса МГУТУ им. К.Г.Разумовского, которые, и это важно, были приняты на обучение в порядке целевого набора по направлению войсковых казачьих обществ. … Существуют разные мнения по поводу принесения клятвы совсем молодыми людьми. Но как показала практика, казаки кардинально меняются после принесения присяги. В их поведении появляется принципиальность, они с большей ответственностью относятся ко всем возлагаемым на них обязанностям и, в первую очередь, к учебе. Появляется братство, объединенное общими интересами и задачами. Это доброе и нужное дело именно для казачьей молодежи. По слову преподобного Иоанна Лествичника, земное не может исцелить земное. В жизни нужно учиться быть прежде всего человеком, и — человеком нужным обществу, милосердным, умеющим дружить и помогать людям. Подрастающее поколение должно впитать в себя главное — верить в добро и делать добро. Все духовники молодых казаков советуют в свободные минуты почаще обращаться к священному Писанию и Преданию православных отцов Церкви. Напомню, в начале июля в Санкт-Петербурге Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством и Фонд развития казачества «Отечественное казачество» при поддержке правительства Санкт-Петербурга провели Первый Евразийский форум казачьей молодежи. Лучшие молодые представители вместе с воспитателями и духовниками из всех 11 реестровых казачьих войск, а это люди из различных регионов нашей страны, прибыли в северную столицу, чтобы пообщаться друг с другом, поучаствовать в богослужениях в великих русских храмах, обрести новые знания на занятиях, которые проводили преподаватели Первого казачьего университета совместно с сотрудниками Синодального комитета. Многие ребята из дальних регионов впервые открывали для себя в Петербурге великое культурное наследие России, пережили особые чувства в минуты богослужений. Как писал святой праведный Иоанн Кронштадтский, «…молитва есть дыхание души, как воздух, дыхание естественное тела. Дышим Духом Святым. Ни одного слова молитвы не можешь сказать от всего сердца, без Духа Святого. Молясь, усты ко устам с Господом беседуешь, и, если имеешь открытые верою и любовию сердечные уста, в то же время как бы вдыхаешь из Него просимые духовные блага Духом Святым». Это незабываемые и необходимые переживания молодых казаков для укрепления духа и стояния в вере. Среди положительных новостей уходящего года отметил бы еще создание в мае этого года Всероссийской ассоциации «Союз казачьей молодежи». Отрадно, что сегодня в Союз вошла казачья молодежь из 64 субъектов Российской Федерации. Его представители будут выступать с докладами о проектной деятельности на мероприятиях казачьего направления Рождественских Чтений в январе 2017 года. Важно не только с раннего возраста вовлекать казаков в жизнь российского общества, а продолжать вести их в данном направлении и по окончании школы. Отметим, что Всероссийская ассоциация «Союз казачьей молодежи» планирует войти в реестр молодежных и детских общественных организаций, пользующихся господдержкой. Этот шаг позволит расширить возможности Союза во многих сферах его работы. Дух времени, который часто искушает молодежь современными образами, привнесенными извне, не должен нанести ущерба русской казачьей душе, если Церковь в соработничестве с общественными институтами и органами власти будут всеми силами способствовать духовному попечению и укреплению нравственных устоев в молодежной казачьей среде. — 16 ноября на заседании Совета при Президенте РФ по делам казачества министр образования и науки РФ О.Ю.Васильева высоко оценила систему непрерывного казачьего образования в России. Являясь членом Совета Минобрнауки РФ по кадетскому образованию, Вы уделяете много внимания процессам воспитания и образования казачат. Почему, на Ваш взгляд, в последнее время действительно много говорят и делают для укрепления и развития этого сегмента в системе российского образования? — Выступая на заседании Совета, министр образования и науки России Ольга Юрьевна Васильева уточнила, что система образования казачества насчитывает почти 4 тысячи организаций с охватом более 90 тысяч учащихся, включая школы, детские сады, казачьи детские корпуса, казачьи центры, классы, профессиональные организации и вуз. Образовательные организации, реализующие казачий этнокомпонент, стали очень востребованы в современной России. Об этом свидетельствует количество желающих поступить в данные учреждения. Казачьи кадетские корпуса отличаются тем, что учебно-воспитательный процесс направлен на формирование нравственного уклада жизни кадет и соответствующей ему социальной среды казачьего кадетского корпуса. В создании, поддержании и развитии такого пространства принимают активное участие педагогический коллектив корпуса, сами кадеты, казачье общество, приходы Русской Православной Церкви, семьи обучающихся, представители общественных организаций. Дети получают в корпусе не только знания, но, самое главное, ценностные установки, нравственные ориентиры, основанные на казачьих традициях. Выпускники имеют разностороннее, физическое в том числе, развитие, воспитаны в любви к своей Родине, готовности служить на благо Отечества, как это делали их деды и прадеды. Задача Церкви – оказать содействие в сохранении духовно-нравственных и культурно-исторических традиций казачества посредством духовного окормления данных учреждений. Духовное окормление казачьих образовательных организаций имеет такое большое значение потому, что главным компонентом казачьей культуры и самосознания является казачий дух, основанный на вере, свободе и доблести. Суть казачества именно в духе, остальное к нему прилагается, от него исходит и им укрепляется. «Рождённое из плоти есть плоть, а рождённое из Духа есть дух» (Ин.3:6). Поэтому духовное окормление – привнесение православной духовности — есть одно из важнейших условий возрождения казачества. Применительно к системе казачьего образования оно является особой и самостоятельной педагогической задачей, направленной на воспитание казачьей молодежи в духе отечественных ценностей и казачьих традиций. Казачье образование возрождается и развивается уже более 25 лет, казачьи кадетские корпуса по праву можно назвать инновационными образовательными организациями. Лидерами по развитию казачьего образования являются Краснодарский край, где в каждой школе есть казачий класс, и Ростовская область. Казачье образование в разных регионах России развивается совместными усилиями войсковых казачьих обществ, руководства регионов, епархий Русской Православной Церкви. Региональные министерства образования активно разрабатывают учебно-методические комплексы по истории казачества. Много внимания уделяется подготовке и повышению квалификации педагогов. Так, например, в Ростовской области подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве между Департаментом по делам казачества и казачьих образовательных учреждений, Донской духовной семинарией и Войсковым казачьим обществом «Всевеликое войско Донское». В рамках данного соглашения кадеты посещают Донскую духовную семинарию, знакомятся с условиями обучения и быта семинаристов. Донская семинария обеспечивает организацию и проведение специальных курсов для преподавателей казачьих кадетских корпусов и учебных заведений со статусом «казачьи». За казачьими кадетскими учебными заведениями закреплены окормляющие священники. В казачьих кадетских корпусах Ростовской области в состав основных предметов преподавания введен курс «Основы православной культуры». В более, чем в 150 общеобразовательных учебных заведениях Ростовской области, имеющих статус «казачий», аналогичный курс читается в качестве факультативного предмета. Полученные результаты, на мой взгляд, и стали причиной пристального внимания со стороны государственной власти. Об этом свидетельствует и Всероссийский конкурс на звание «Лучший казачий кадетский корпус», который проводится ежегодно под эгидой Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества. В этом году победителем стал Новороссийский казачий кадетский корпус. Казачье кадетское образование является одним из перспективных образовательных направлений, обеспечивающих развитие системы духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи России. Учитывая большую потребность в казачьем кадетском образовании, количество казачьих кадетских корпусов, школ, классов непременно будет расти. — Внимание Русской Православной Церкви к работе со средствами массовой информации стало очень заметно. Не только православные СМИ, информационные ресурсы Синодальных учреждений и епархий, светские СМИ вовлечены в обширную деятельность Церкви. Стремительно распространяется информация, опубликованная в социальных сетях. Вы сами обзавелись собственным аккаунтом в Фейсбуке. Что Вы можете сказать о процессах, происходящих в старых и новых медиа? — В последние восемь-десять лет состояние медиасферы менялось, и менялось не один раз. Причин тому несколько. Прежде всего, это стремительное технологическое обновление, заставляющее журналистов работать еще быстрее, в разных форматах. Автор спешит не только написать текст, но и прокомментировать событие на радио, подгрузить к интернет-публикации небольшое видео. Влиятельные светские СМИ в единственном качестве – только печатные, например, сегодня почти не существуют. Получается, для пользователя или читателя под одним брендом созданы несколько медийных площадок, в которые он погружается с интересом, а нередко этот обычный человек, не связанный с журналистской сферой, становится создателем собственного видео, которое моментально выкладывает в сеть Интернет. По сути мы наблюдаем возникновение народной журналистики. Тоже любопытный процесс. И его нельзя не приветствовать. Пусть люди, тем более молодые, пробуют себя в разных областях, ведь объективная информация, разные подходы к анализу событий нужны нашему обществу. Это, безусловно, положительное явление. Замечу, Церковь нисколько не отстает от бурных преобразований в таких важнейших отраслях, как информационные, коммуникационные, социальные технологии. Работают православные телеканалы, расширяет сеть вещания радио «Вера», активно пополняются высокого уровня православные информационные интернет-ресурсы, которые публикуют, в том числе информацию Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, за что мы всем нашим соработникам весьма признательны. Ну а появление представителей Церкви, включая архиереев Русской Православной Церкви, в социальных сетях – это, с моей точки зрения, признак растущей необходимости индивидуального подхода к описанию происходящего в режиме он-лайн события, а также фокусирование внимания пользователей на важный для общества информационный повод. Мы все, независимо от возраста, социального положения, предпочтений житейских, стали участниками глобальных интеграционных процессов в мире информации. И главное здесь, конечно, не скорость передачи новостей и комментариев, а смысл нашего высказывания. Он заключается в том, чтобы жить, как недавно сказал Святейший Патриарх, «по законам, которые соответствуют нравственной природе человечества». Искать и находить в мире примеры людской чуткости, отзывчивости, взаимовыручки, профессионального горения, писать об этом и нацеливать окружающих на доброделание. — Чем запомнился 2016 год лично для Вас? — Дата, которую отмечал весь православный мир в уходящем году – 1000-летие русского присутствия на Святой Горе Афон, вдохновила меня и представителей Фонда развития казачества «Отечественное казачество» организовать культурно-этнографическую экспедицию «Святой Афон» из числа лучших молодых представителей реестрового казачества. Руководство Совета при Президенте РФ по делам казачества и атаманы войсковых казачьих обществ нас поддержали. Первая группа молодых казаков Терского ВКО отправилась на Афон в начале июня. Увидеть уникальный пример Святогорской монашеской традиции, древнейшие монастыри Святой Горы, помолиться за богослужениями, причаститься Святых Христовых Таин. На протяжении столетий духовную святыню посещали русские цари, представители императорской фамилии, воинство, священство, паломники разного имущественного происхождения, но жившие с твердой верой в сердце. Лишь советский период богоборчества едва ли не разорвал многовековую историю взаимоотношений России и Афона. Сегодня, к счастью, происходит самое активное возрождение молитвенных мест. Вспоминаю, как после Божественной Литургии, которую я совершил в сослужении духовенства Ставропольской епархии в храме целителя Пантелеимона в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре, терские казаки в полном составе причастились Святых Христовых Таин. Нужно продолжать объединять молодых казаков вокруг Церкви, привлекать их к совместным богослужениям, деятельному соприкосновению с духовными и культурными традициями своих предков. Все эти возможности сегодня есть. Нам нужно поддерживать это движение, поощрять стремление молодежи к праведности. Наша православная экспедиция к Святогорцам, сохранившемуся на Афоне духовному и культурному совершенству Византии, рассчитана до 2020 года. Молодые казаки четырех войсковых казачьих обществ – Терского, Всевеликого войска Донского, Волжского и Центрального побывали в этом году. В ближайшем будущем посетят Святую Гору Афон казаки других войск… В мыслях о Спасении души и молитвах о ближних, молодежь явственно осознает, что Божия Матерь покрывает Афон и Россию Своим Покровом. …Служить Богу и нести свой крест как главное и почетное послушание, украшая и развивая жизнь вокруг себя, — вот смысл нашего соработничества и цель воспитания казачьей молодежи. Пресс-служба Синодального комитета по взаимодействию с казачествомфото в свободном доступе в сети Интернет |
«Дух братолюбия укрепился в нашем казачестве»
Без Бога не до порога rsaadmin|18.12.2016
Интервью председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством по итогам работы Синодального комитета в 2016 году