ОДЕЖДА ГРЕБЕНСКОЙ КАЗАЧКИ

Яблокова: ОДЕЖДА ГРЕБЕНСКОЙ КАЗАЧКИ XIX ВЕКА

С тобой одною Лермонтов вдвоём
Пел песню колыбельную…
Такую,
Что до сих пор растёт богатырём
Праправнук твой, о Родине тоскуя,
….
О, как любил тебя Толстой потом
(Ты на него тогда и не глядела),
И он жалел, что не был казаком,
Но ты никак об этом не жалела!
Отрывок из стихотворения .Н.Н. Туроверова «Казачка»
«Казачий Союз», г.Париж (Франция)

Любите ли вы народный костюм как люблю его я?! Народный костюм — это драгоценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками.  Он развивался очень долго, тесно связан с историей и эстетическими воззрениями его создателей. Моя любовь к народной одежде началась с костюма гребенской казачки XIX века. Единого мнения о его формировании и развитии нет, ученые лишь вскользь упоминают, что костюм заимствован у местных жительниц, что влечет за собой ошибочные представления о костюме в целом.
Г2
Рис. 1. Гребенского казачьего полка поручик Федюшкин и его жена. рис. князя Гагарина Г.Г.

Изучение костюма не возможно без знаний истории его носителей. Гребенские казаки являются потомками рязанских казаков и новгородских ушкуйников[1], переселившись на Кавказ стали соседями вайнахских народов, и все эти обстоятельства повлияли на становление костюма гребенских мамук таким, каким мы его знаем.

Гребенские казачки были большими щеголихами[2], любили одеваться, но одежду берегли. Порой даже одевали прабабушкины фуфайку, бешмет или шубу, но каждая модница желала иметь и свой праздничный наряд.[3]  «Вся внешность казачки так и дышит изяществом, неподдельной грацией и сознанием своей очаровательности, проглядывающей в некоторой кокетливости, присущей всем без исключения казачкам.[4]» (П.Г. Малявкин)

Носили мамуки длинные до пят прямые или широкие с треугольными вставками по бокам рубахи. Рукава рубах были прямыми, шириной не менее 50 см в окружности, без манжетов, под рукава вшиты квадратные ластовицы. Воротник представлял собой небольшую стойку с вертикальным разрезом по центру. Такой крой одежды встречался как в Рязанской губернии, так и на Кавказе. Праздничные рубахи шили из красного канауса[5] или другой материи светлых оттенков, будничные – из ситца. Рукава рубах могли украшаться кружевной отделкой. Поверх рубах одевалась юбка до пят.

рубаха
Рис. 2 Рубаха. Рязанская губерния XIX век. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник

Еще один элемент одежды гребеничек – Распашка. Она представляла из себя юбку с лифом и треугольным вырезом на груди. Рукава распашки были чуть длиннее локтя[6]. Одевалась она поверх рубашки с юбкой, подпоясывалась поясом (возможно именовался «кушаком»[7]). В описаниях гребенского костюма конца 19 века распашка уже почти не встречалась, вероятно, потому что вышла из обихода. Вероятно распашка являлась туникообразной одеждой, одевавшейся поверх юбки с рубахой по типу рязанской «шушки» или «навершника». Шушка считалась чистой одеждой, её надевали на похороны, носили во время траура, старух и девушек в ней хоронили. Её надевали, когда говели.[8] Она также как и распашка одевалась поверх рубахи, имела укороченные рукава, треугольный вырез на груди и подпоясывалась поясом.

Распашку можно увидеть в костюме казачки станицы Червленой на портрете кисти художника Гагарина. Из-под одетой сверху фуфайки видны только полы розовой распашки, ее рукава и красный пояс.

Частью будничной одежды как гребенички так и рязанской женщины был «запон» («фартух»).

Рязанская девичья __краса__ в шушке
Рис. 3. Девушка в шушке. Рязанская губерния. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник

Бешметом (или кафтаном) именовалась верхняя плечевая распашная одежда гребеничек. Многие специалисты по народному костюму называют его кубельком. Однако этот термин не употреблялся самими гребенцами. В воспоминаниях старухи Е.Багдашкиной, записанных Карауловым М.А. указано — «Адета ана въ кафтане (в бешмете)…» [9] Фуфайки гребеничек отличались от бешметов только тем, что рукава шились по локоть[10].

Г1
Рис. 4 Казачка станицы Червленой, худ. Г.Г. Гагарин середина XIX века

Нарядные атласные или шелковые бешметы плотно облегали фигуру до талии  и были длиной ниже колен, чаще до пят. Бешмет имел треугольный вырез на груди до середины лифа, а порой и до пояса. Бешмет шился так, чтобы перед был гладким, а сборки и складки начинались ближе к бокам и уходили на спину. Складки и сборки образовывались за счет клиньев и прямых полос ткани. На портретах гребенских казачек, запечатленных Г.Г. Гагарина изображены бешметы с отрезной юбкой. Полы юбки бешмета в отличие от платьев горянок шились с запахом, то есть одна пола заходила за другую. (Полы юбок нарядов горянок расходились в разные стороны). В целом, покрой бешмета мамуки был похож на покрой мужской черкески, но шился из нарядных тканей и умело декорировался мастерицами. Со спины на юбке бешмета имелись разрезы как у черкески, которые скреплялись между собой узором из галунной ленты. Две складки над ними были вывернуты наоборот как у мужских черкесок, вероятно для фиксации пояса. Рукава бешметов были прямые длинные с отворотами или широкие трапецевидные с косым краем. Одежда такого покроя подчеркивала стройность и красоту фигуры.

портрет Федюшкиной
Рис. 5 Казачка станицы Червленой Аксинья Федюшкина, худ. Г.Г. Гагарин,1842 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Праздничные бешметы обшивали узким галуном по краям ворота, юбки, по подолу и рукавам, иногда делая из него узор с петлями или трилистником. Застежками для бешмета служили «азиатские» петли от 6 до 10 пар разной величины и формы, обычно серебряные, реже позолоченные  с чернью, медные или проволочные.[11] Петли предварительно нашивались на бархат, плис или красный козловый сафьян, обшитый туго серебряным галуном, потом пришивались к бешмету[12]. Петли были классической формы кавказских застежек, либо по форме фигуры «огурец». На некоторых фотографиях гребеничек конца XIX –начала XX веков встречается шнуровка металлической цепочкой вместо застежек. Для шнуровки по бортам бешмета пробивались дырки с металлическими кольцами, в которые продевалась цепочка.

На дорогие бешметы надевали серебряный галунный пояс по кавказской моде. На шею вешали янтарные, коралловые и другие бусы с припайкою к ним серебряных монет («припойки»); цепочки серебряные, старинные с большим восьмиконечным крестом. В ушах носили старинные серебряные с чернью серьги, а позже и европейской работы[13].

Лансере
Рис. 6 Е.Е. Лансере. Портрет казачки станицы Старогладковской Елены Тамазиной.1928 г. Бумага, гуашь, темпера. Государственный музей Л.Н. Толстого

Будничную одежду казачек составляли рубахи из ситца, «запоны» («фартух») и фуфайки из простой, но плотной материи. Повседневные бешметы не украшали металлическими петлями и поясом.

Цвета бешметов и фуфаек предпочитали из практичных соображений чёрный, но носили также голубого, коричневого и иногда зелёного и других цветов. Замуж невест у гребенцев отдавали в алой атласной рубахе, отделанной кружевом и в бешмете синего или черного цвета[14].

Зимой носили «душейки» — стеганые на вате кафтанчики на полчетверти ниже пояса с треугольным вырезом на груди[15]. Шубы шились из меха преимущественно беличьего и кошачьего, а также из бараньих лапок (назывались лапчатыми). Верх шубы был атласным или шерстяным. Вокруг груди и подола шуба опушалась мехом речной выдры. Кроилась она также в талию и застегивалась серебряными петлями[16].

Головной убор является неотъемлемой частью народного костюма. Женский головной убор замужней женщины предполагал полное покрытие головы, допускалось открывать только височную область головы, на которой обычно свисали «букли»[17].

гребеничка в шубе
Рис. 7. Гребенская казачка в шубе. Фото из частной коллекции.

Головной убор гребенской казачки по мнению Ф.С. Гребенца, представляет из себя смесь головного убора женщин Рязанской губернии, армянок и грузинок. [18]

Замужние казачки заплетали на голове 2 косы и укладывали их на темени. На висках оставляются «букли». На косы одевался «подкосник» («подкосок» или «кокошник»[19]). «Подкосник» делался из деревянной палочки по длине лба, которая обтягивалась ватой и обшивалась ситцем; затем из ваты скручивался полукруг, который также обшивался ситцем. Обе эти части скрепляли вместе так, чтобы образовывался полукруг. Полукруг одевается к затылку, а прямой палочкой  ко лбу.  Косы с «подкосником»  подвязывали «сорочкой» (род очипка), поверх которой «стагаш» — шелковый алый, кашемировый или ситцевый платок, концы которого завязываются на затылке. Последним  одевали «ширинку» — большой батистовый или шелковый платок с загибкой по середине («сгибкой»), которая делалась зубами, но чаще утюгом по центру свернутого угол с углом платка[20]. Платок также завязывали на русский манер под подбородком[21]. Вся конструкция описанного головного убора значительно увеличивала размеры головы и придавала ей немного квадратный вид.

гребеничка фото из музея кунтскамеры
Рис. 8 Портрет гребенской казачки. конец XIX — начало XX вв. Собиратель — Институт русской литературы РАН (Пушкинский дом).

Девушки заплетали одну косу, которая опускалась до талии, сразу на волосы повязывали «стагаш» (или «стягаш»), поверх которого одевали «ширинка» или платок как у замужних женщин[22].

Перед венчанием гребенской невесте заплетали одну косу. В некоторых станицах невеста к венцу ехала с непокрытой головой, в других лицо прикрывалось фатой. Сваха перед самым венчанием переплетала ей волосы и делала женскую прическу и одевала головной убор замужней казачки, после чего о невесте говорили «преобразилась в бабу»[23]. Этот обряд символизирует превращение девушки в замужнюю женщину. К концу XIX века в моду вошел свадебный головной убор в виде восковых цветов и фаты.

Головной убор гребенских казачек действительно имеет не мало общего с головным убором женщин Рязанской губернии.

Замужние рязанские женщины носили многослойные головные уборы, состоящие из нескольких частей. В повойник рязанских женщин также вшивалась деревянная палочка. Головной кумачевый платок по типу «стягаша» завязывался на затылке. Платок, покрывающий голову сверху  именовался «ширинкой».

Супружеская пара Озеровых (крестьяне Кривополянской пригородной слободы)
Рис. 9. Супружеская пара Озеровых. Рязанская губерния. Фото из семейного архива Озеровых.

Обували казачки сапоги, татарские туфли или чувяки («чевяки») [24], сафьяновые черевики местной работы. Зимой носили синие шерстяные чулки с красными стрелками, а в остальное время — белые нитяные; черевики и ботинки носят местной работы из сафьяна, носят и привозные из Москвы прюнелевые[25].

Казачки станиц горско-моздокского отдела одевались по «гребенской моде». Наурские казачки одевали бешметы с широкими рукавами с отворотами, из-под которых выглядывали еще более широкие рукава рубах[26]. Бешметы казачек станицы Ищерская  не совсем были похожи на те, которые носили гребенички, кроились короткими и узкими, имели всего 2 складки по бокам, которые назывались «фантами». Рукава ищерских бешметов были узкими и имели отвороты из других тканей на верхней части, называемые «заковражками». Рубахи шились с узкими рукавами и манжетами. Головной убор ищерской казачки состоял из шлычки вроде чепца и повязки[27].

Таким образом, комплекс одежды гребенских казачек в своей основе вероятно был южнорусским, однако бешмет (и фуфайка) с треугольным вырезом на груди и кавказскими украшениями придавали ему сходство с одеждой местных женщин.

Молодожены Малаевы Семен и Зинаида (Янхотова)
Рис. 10 Фото молодоженов Малаевых. Ст. Червленая.

К концу 19 века казачки стали одеваться по европейской моде. В традиционные костюмы наряжались только по праздникам. Однако неизменной осталась любовь мамук к кавказским украшениям и припойкам, которые они умело сочетали с новой одеждой.

«В последнее время костюм начинает сильно видоизменяться, особенно в обыденной жизни. Начинают появляться кофты, юбки и т. д. Только во время праздников женщины одеваются в свои прежние костюмы. Старухи весьма неодобрительно относятся к этим новшествам и видят в этом падение нравственности.»[28]

повойник Рязанская губ
Рис. 11. Повойник. Рязанская губерния. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник.
ширинка
Рис. 12. Головной убор «ширинка». Рязанская губерния. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник
костюм по образцу одежды гребенской казачки из Российского этнографического музея
Рис. 13. Современное исполнение одежды гребенской казачки по мотивам костюма из Российского этнографического музея. Автор Варвара Зенина. На фото Анастасия Василенко.

Использованная литература:
Станица Бороздинская, Терской области, Кизлярского Округа. — Е. Бутова  СОПМК. выпуск 7. 1889 г
Станица Ищерская. – Е. Бутова и Лысенко 1893. СОПМК. Выпуск 16. 1893 год.
Станица Наурская, Терской области. П. А. Востриков 1904
Новогладковская станица в ея прошлом и настоящем. Ф.С.Гребенец СОПМК выпуск 44. 1915 год
Терцы. А.А. Ржевуский 1888
Из быта Гребенских казаков. Ф.С.Гребенец, СОПМК. Выпуск 40. 1909 г.
Малявкин Г. Станица Червленая. «Этнографическое обозрение». 1891, №50
Лебедева Н. И. Материалы по народному костюму Рязанской губернии. // Научные труды. Т. 1. Рязанский этнографический вестник. Рязань, 1996
Ткачёв Г. А. Станица Червлённая. Исторический очерк. Вып. 1. — Владикавказ, 1912
Собрание рукописей Г. Ф. Миллера (ЦГАДА) «Описание гребенских казаков» XVIII в. // Исторический архив, № 5. 1958

Сноски:
[1] Терцы. А.А. Ржевуский 1888
[2] Ткачёв Г. А. Станица Червлённая. Исторический очерк. Вып. 1. — Владикавказ, 1912.
[3] Терцы. А.А. Ржевуский 1888
[4] Малявкин Г. Станица Червленая. «Этнографическое обозрение». 1891, №50
[5] Терцы. А.А. Ржевуский 1888
[6] Станица Бороздинская, Терской области, Кизлярского Округа. — Учительницы Бороздинского станичного училища, Е. Бутовой СОПМК. выпуск 7. 1889 г.
[7] Собрание рукописей Г. Ф. Миллера (ЦГАДА) «Описание гребенских казаков» XVIII в. // Исторический архив, № 5. 1958
[8] Лебедева Н. И. Материалы по народному костюму Рязанской губернии. // Научные труды. Т. 1. Рязанский этнографический вестник. Рязань, 1996
[9] Караулов Михаил Александрович Материалы для этнографии Терской области. Говор Гребенских казаков. – 1902. – 114
[10] Терцы. А.А. Ржевуский 1888
[11] Там же
[12] Новогладковская станица в ея прошлом и настоящем. Ф.С.Гребенец СОПМК выпуск 44. 1915 год
[13] Там же
[14] Терцы. А.А. Ржевуский 1888
[15] Станица Бороздинская, Терской области, Кизлярского Округа. — Учительницы Бороздинского станичного училища, Е. Бутовой СОПМК. выпуск 15. 1889 г.
[16] Терцы. А.А. Ржевуский 1888
[17] Из быта Гребенских казаков. Ф.С.Гребенец, СОПМК. Выпуск 40. 1909 г
[18] Новогладковская станица в ея прошлом и настоящем. Ф.С.Гребенец СОПМК выпуск 44. 1915 год
[19] Из быта Гребенских казаков. Ф.С.Гребенец, СОПМК. Выпуск 40. 1909 г.
[20] Станица Бороздинская, Терской области, Кизлярского Округа. — Учительницы Бороздинского станичного училища, Е. Бутова СОПМК. выпуск 7. 1889 г.
[21] Малявкин Г. Станица Червленая. «Этнографическое обозрение». 1891, №50
[22] Терцы. А.А. Ржевуский 1888
[23] Из быта Гребенских казаков. Ф.С.Гребенец, СОПМК. Выпуск 40. 1909 год
[24] Станица Бороздинская, Терской области, Кизлярского Округа. — Е. Бутова  СОПМК. выпуск 7. 1889 г
[25] Терцы. А.А. Ржевуский 1888
[26] Станица Наурская, Терской области. П. А. Востриков, СОПМК. Выпуск 33. 1904год
[27] Станица Ищерская. – Е. Бутова и Лысенко 1893. СОПМК. Выпуск 16. 1893 год.
[28] Малявкин Г. Станица Червленая. «Этнографическое обозрение». 1891, №50

 

 

ресурс http://www.livemaster.ru/topic/1095139-kostyum-kazachki-skvoz-veka-chast-2-grebenskie-kazachki:

Костюм казачки сквозь века. Часть 2. Гребенские казачки

История гребенских казаков полна тайн и загадок. Об их происхождении, расселении на берегах Терека ученые до сих пор ведут споры. Однако известно, что гребенцы прибыли на Кавказ примерно в XV-XVI веках. Их предками были рязанские казаки и новгородские ушкуйники. Поначалу гребенцы жили за пределами Российского государства, управляли их поселениями выборные атаманы. С 1711 года сформировано Гребенское казачье войско под юрисдикцией Русского государства.

Ближайшими соседями гребенцев были чеченцы, которые оказали влияние на их культуру и быт. Гребенцы строили жилье по примеру горцев, мужчины стали носить черкески как у чеченцев, нередко и женились на чеченках.

«Таким путем горянки внесли элемента своей красоты в красивый и без того тип казачий, и по этой-то причине население терских станиц довольно резко отличается красотою от прочих жителей северного Кавказа.» (Воспоминания о былом В-ИЙ, А.)

Князь Юрий Павлович Гагарин, который в 1846 году останавливался в станице Червленой, был поражен красотой казачки Авдотьи Догадихи: «— Хотя ей было уже лет за тридцать, — вспоминает князь, — это была замечательная женщина. Она была высокого роста, бюст ее бросался в глаза всякому. При редкой стройности стана, необыкновенной белизне цвета кожи, голубых на выкате глаз, при черных как смоль волосах, эффект был поразительный. Мне в первый раз в жизни, — сознается он, — пришлось увидать такую женщину. Войдя к ней, я казался встревоженным и изумленным; я никогда не предполагал, что могу встретить между простыми казачками типы такой изящной красоты».(Сергей Чекалин «Куда несетесь вы, крылатые станицы?»)

Казачка Дунька Догадиха стала прототипом образа красавицы Марьяны из повести Л.Н. Толстого «Казаки». Ее колыбельная песня, которую она пела над колыбелью своего племянника, стала вдохновением М.Ю. Лермонтова для написания «Казачьей колыбельной». Речи о ее красоте дошли и до Александра Дюма, который даже приехал в станицу Червленную, чтобы повстречаться с красавицей. Ко времени его приезда Догадиха уже умерла и Дюма был уверен, что о ней Лермонтов написал в стихотворении «Дары Терека»:

Я примчу к тебе с волнами
Труп казачки молодой,
С темно-бледными плечами,
С светло-русою косой.
Грустен лик ее туманный,
Взор так тихо, сладко спит,
А на грудь из малой раны
Струйка алая бежит.
По красотке-молодице
Не тоскует над рекой

Лишь один во всей станице

Казачина гребенской.
Оседлал он вороного,
И в горах, в ночном бою,
На кинжал чеченца злого
Сложит голову свою».

Однако, данное представление Дюма было ложным. Авдотья умерла гораздо позже Лермонтова.

Несмотря на влияние соседей, гребенцы сохранили свою веру (они были старообрядцами), язык и традиции. Достоверно сейчас не известно, как выглядел костюм гребенской казачки до XVIII. В одном из музеев хранится терский косоклинный сарафан, который принадлежал гребеничке. Однако период, в который его носили достоверно еще не известен. В одной из книг известного дореволюционного историка терских казаков — Караулова записаны образцы речь гребенской старушки, которая рассказывала, что их матери выходили замуж в похожих сарафанах, которые шили из красивой парчевой ткани, похожей на ту, что носят священники.

С начала XIX века в гардеробе казачек появляются бешметы. В начале 1802 года Кореев Е.М. запечатлел гребенских казаков того времени на своих гравюрах.

народный костюм

 

казачий костюм

Костюм незамужних гребеничек середины XIX века можно увидеть на акварелях князя Григория Григорьевича Гагарина.

казачка

Портрет Аксиньи Федюшкиной

Портрет Аксиньи Федюшкиной

Портрет Арнаутова с дочерью

Гребенички носили кафтаны (или бешметы) с длинными (до кисти) рукавами и фуфайки с рукавом по локоть. Дорогие бешметы шили из атласа или шелка, обшивали их узким галуном. Застежками служили серебряные с чернью азиатские петли от 6 до 10 пар разной величины и формы. Петли нашивали на бархат, плис или красный козловый сафьян, обшитый туго серебряным галуном. Обычные ситцевые бешметы не украшали.

Цвета бешметов и фуфаек предпочитали ради прочности чёрный, но носили также голубого, коричневого и иногда зелёного цвета и других цветов.

Рубашки, которые носились под бешметом или фуфайкой, шились длиною по щиколотки и имели весьма широкие рукава. Будничные рубахи были ситцевыми, нарядные — из персидского канауса.

Поверх бешмета или фуфайки надевали серебряный галунный пояс по кавказской моде. На шею вешали янтарные, коралловые и другие бусы с припайкою к ним серебряных монет; цепочки серебряные, старинные с большим восьмиконечным крестом. В ушах носили старинные серебряные с чернью серьги, а позже и европейской работы.

Костюмы гребенских казачек, представленные в музеях.

Основным отличием замужних и молодых гребеничек служил их головной убор. По описаниям дореволюционных авторов (Ф.С. Гребенец, И. Кулебякин), замужние женщины заплетали на голове две косы и складывали их кружком в передней части головы. На висках оставляются «букли». На косы сверху надевается «подкосник» в форме круга с обращенной вперед осью. Сверху надевается «сорочка» (чепчик) и голова подвязывается «стягишом» (небольшой платок, согнутый пополам, углы которого завязываются позади головы, обычно из красного шелка). Поверх всего головного убора надевалась «ширинка», которая представляет из себя большой платок (праздничный — шелковый, будничный — батистовый).

Описанный головной убор встречается на фото замужних казачек в плоть до начала XX века. На него мало обращают внимание, поскольку верхний платок стал завязываться на русский манер и практически закрывает все остальное, однако если обратить внимание на то, что платок сильно увеличивает размеры головы и из-под него выглядывает край еще материи, то можно делать вывод, что казачка на фото уже замужем. Подобные головные уборы у горянок и других казачек не встречались.

Портрет казака Гребенского полка Федула Федюшкина и его первой жены. Г.Г.Гагарин

Е.Е. Лансере. Портрет казачки станицы Старогладковской Елены Тамазиной.1928 г. Бумага, гуашь, темпера.

Теперь перейдем к сходствам и отличиям костюмов гребенских казачек и местных горянок.

Для начала, обратимся к старинным фотографиям горянок и казачек. Как ни странно, фотографий чеченок гораздо меньше.

На фото классический чеченский праздничный наряд. Второе фото уже советских времен, но платье образца конца XIX века. Здесь мы видим нагрудные застежки, которые крепились на нижнюю рубаху, длинные распашные рукава  и распашную юбку верхнего платья.

Костюмы других соседей — ингушек отличались наличием шапочки.

Осетинки, адыгейки (черкешенки, кабардинки), карачаевки и балкарки также носили шапочки различных форм. Сами их костюмы были более сложными, включали в себя еще различные кафтанчики нарукавники, длинные свисающие нарукавные подвески овальной и прямоугольной форм. Нагрудники пришивались как на нижние кофты, так на кафтанчики, так и одевались отдельно. Платья и головные уборы обшивали орнаментами.

 

Примеры женских костюмов народов Кавказа.

Адыгейки

Осетинка

Костюмы гребенских казачек на фото конца XIX — начала XX веков.

 

 

Спустя время гардероб казачек пополнялся платьями по европейской моде и «парочками». Однако, неизменной остается их любовь к украшениям, которые назывались «припойки».

Благодаря бережному отношению к платьям своих мам и бабушек, некоторые гребенички выходили замуж в традиционных платьях до 40х годов ХХ века.

На фото свадьба. Ноябрь 1937 год. Пимичева Зинаида Федоровна и Иничкин Петр Герасимович, ст. Червленная.

К сожалению, времена расказачивания, гражданской войны, чеченских войн привели к утрате памяти потомков о традиционных костюмах предков, и все чаще гребенских казачек можно встретить в традиционных «парочках» и в чеченских платьях, которые не задумываясь принимаются за свои.