Кто ты, казак зарубежья? Часть вторая.

Сегодня продолжаю тему общения с делегатами пятого Всемирного конгресса казаков, прибывшими в Россию из дальнего и ближнего зарубежья. Цель прежняя – рассказ об увиденном и услышанном лично для тех, кто на представительном форуме не был, но уже о нем наслышан. Как показывает анализ происходящего, к примеру, в той же сети Интернет, не всегда рассказы соответствуют действительности.

Пусть в Храме будет мало казаков, но…

Помимо информации о круглом столе, где обсуждались вопросы тонкие, духовные — нашей веры и взаимодействия с Русской Православной Церковью, вошедшей в репортаж о первом дне Конгресса и материалов, касающихся непосредственно визита в Новочеркасск Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, тема окормления казачьих обществ более на сайте не поднималась. Сегодня этот пробел будет заполнен. Все уже знают, что Патриарх Кирилл пенял казакам, за то, что не присутствовали в Храме в день освящения, но не всем известно, что на итоговом заседании круглого стола, где напрямую шел разговор о промысле Божьем, один из зарубежных священнослужителей (а батюшки, окормляющие общества, были такими же делегатами, как и атаманы) выступил в защиту казаков – наших зарубежных гостей, которых в Собор просто не пустили (перестаралась охрана Святейшего, сказав, что не уполномочена пропускать участников конгресса).

 

 — Казаки услышали, когда Патриарх их поругал и огорчились, потому что получилось несправедливо, – отметил священнослужитель. — Мне кажется, те люди, которые это сделали, должны отдавать себе отчет, в том, что в своих руках держат честь и достоинство Святейшего Патриарха. Ведь как получилось? Делегаты не могли, а их поругали.

     В контексте сразу прозвучала и другая информация о перекосах в излишней бдительности. Например, машина с облачением патриарха не могла проехать к Храму в течение часа. А один из батюшек, когда ехал на богослужение, опоздал на полчаса. И все из-за перегибов. В итоге, многие СМИ, не зная подоплеки, не преминули сообщить о патриаршей критике. Хотя… о том, что казаков в Храмах маловато говорили святые отцы из разных субъектов РФ. Один из духовных наставников при этом отметил, что действия казаков иногда идут в разрез с Присягой на служение, которую перед Богом и людьми они приносят в Храмах. Ведь по сути – это Клятва, а, нарушая ее, люди становятся… клятвоотступниками… Резкое, конечно, определение, но это так.
Почему священнослужители так настойчивы в вопросах воцерковления, возможно, спросите вы? Ответ кроется во мнении одного из святых отцов, который сказал, что невозможно без боли видеть, как казачество, раздираемое изнутри противоречиями, тратит себя на дела мелкие, а порой и грязные: споры, оскорбление друг друга в социальных сетях, выяснение, кто настоящий, а кто – нет. Порой даже из зависти… Истинно верующий, который правильно понимает христианские заповеди и им следует, никогда не будет так говорить и действовать, он закрепит за каждым его личное право выбирать, он будет уважать мнение другого и всей своей жизнью станет показывать настоящее служение Богу, воспитывая детей, укрепляя семью, добывая хлеб насущный, защищая Отечество, произнося священные слова Молитвы. Воцерковленный казак – это человек духовный, искренний, бесконечно добрый к тем, кто к нему с душой и непримиримый к тому, кто с мечом. Зачем ему слушать тех, кто в это непростое время, когда от казачества так нужно единство, раздирает целое на части? Зачем ему разбираться, кто и по каким причинам вошел в реестр, либо несет служение вне его? Он принимает выбор каждого! Для него самое важное, что перед ним брат-казак. Все остальное – от лукавого. Неумение договариваться и слышать друг друга – это проявление духовной слабости.
     Впрочем, на втором заседании дискуссионной площадки на тему «Духовное окормление и воцерковление казачества в России и за рубежом: опыт, проблемы, перспективы» прозвучало веское слово в защиту станичников. Яркое и безапелляционное. И оно запомнилось! Более того, хочется процитировать выступление Войскового священника Черноморского казачьего войска из Приднестровья, протоиерея Вадима, поделившегося с собравшимися своим опытом духовного окормления паствы.

Есть уверенность, что нашим читателям будет интересно узнать мнение этого святого отца.

  

 — У нас, в общем-то, немного выигрышная ситуация. Мы — основатели нашего государства и государство помнит еще, кому оно обязано своим бытием. Казачество Приднестровья — это не просто общественная организация, это силовая структура, которая финансируется государством и священники войсковые, которые окормляют общество, являются госслужащими. Для нас те вопросы, которые здесь поднимаются — пройденный этап. Я слышал на конгрессе, что казаки не ходят в церковь, не воцерковленные. Это все правильно. В Приднестровье, например, церкви полны казаков. Но как, почему? Потому что атаман приказал и все казачество в храме. И вот тут есть опасность, что казаки начинают воспринимать Церковь, как обязаловку, как какое-то мероприятие. Да, они все стоят, крестятся, покупают свечи… Но в глазах… холод. Для них это мероприятие, просто мероприятие. В глазах нет теплоты. И, наверное, то, что они в храме не воспринимается ни Богом как-то, ни самими казаками. К чему веду? Казаки — это люди, которые на генетическом уровне чувствуют, где в жизни есть отклонение от истины, они живо воспринимают, где несправедливость. И в этом ценность их христианского служения! Да, возможно, они не живут той церковной жизнью, которая принята у нас, у простых людей, у мирян. Но ведь их образ жизни этого не позволяет. Это же постоянная служба по охране государства. И, когда ты находишься в походе, не всегда есть возможность попоститься… Но у них есть вера. Истинная, живая вера. Казак – он в момент, когда в этом есть необходимость, готов пожертвовать собой ради Господа, ради Церкви, даже при этом как-то не живя церковной жизнью, как это положено. Поэтому, святые отцы, господа казаки, давайте не будем терять эту особенность казака — искренность, к Богу и к жизни. Вот это надо сохранять, у кого оно есть, а, у кого заснуло, будить. Искренность! Потому что полный храм казаков с холодными глазами – это не нужно ни Богу, ни казакам. Пусть казаков будет пять-шесть, двадцать, но с горящими глазами.
В завершении своего выступления отец Вадим рассказал одну казачью притчу. Как он выразился – сказку. Везут как-то казаки с Крыма соль. Жарко, волы еле идут. Одолело это казаков. Обратились к Богу: «Господи, да пусть эти волы сдохнут, утомили!». Волы начинают умирать. Казаки опомнились и снова к Господу, дескать, не дай им умереть, потому что в этой степи мы останемся с этой солью. Ожили волы. Жарко. И казаки снова просят. «Господи, ну хоть дождик какой-нибудь пошли, потому что жарко»… Дождь пошел. А в возах-то соль, она намокает, возы начинают ломаться. Казаки снова взор к небу и молить: «Господи! Не надо дождя!». Тут небо разверзлось, и Господь спрашивает: «Да, кто ж там такие… то им надо, то не надо?». Казаки и отвечают, мол, Боже, это мы, твои дети — казаки. Господь и говорит: «Да…дети мои! Балованные правда, но мои дети!».
— К чему веду? – заключил свою речь духовный наставник войска из Приднестровья. -Казаки были как дети! Они искренние были и молитва их была принята. Вот это все мы должны сохранять. Искренность и живое ощущение, где есть несправедливость — в этом ценность казака. Это именно то, что двигало казака на защиту своего государства, Веры. Когда другие еще думали, нужно ли это, казак уже стоял, защищая себя, свое государство, свою Веру!

Как сообщит позже портал anna-news.info (на странице http://anna-news.info/node/45707 вы можете посмотреть видео-сюжет), «Приднестровскую делегацию представляли семь казаков Черноморского казачьего войска. Все участники конгресса отметили его бесценность. Воссоединение казачьих диаспор происходило в атмосфере незабытых культурных и духовных ценностей. Показательное выступление конной группы Всевеликого войска Донского затронуло самые тонкие струны казачьих душ, признаются участники. Итогом трех дней съезда стала резолюция. В ней говорится о позиции казачества по многим международным вопросам. Во главе документа стоит патриотизм, единство казачества и взаимодействие с Русской православной церковью».

Денег не просим. Сами с усами…

    О работе атамана Единого Союза казаков Болгарии Георгия Владова в России наслышаны. Как-то, в начале марта 2014 года казачьи СМИ ( и не только) написали об очень интересном событии — открытии мемориального комплекса «Казачий крест» подле болгарского города Елена, в окрестностях которого две тысячи русских казаков и местные ополченцы сложили головы в боях за освобождение страны от многовековой оккупации.

 

  Жители Великотырновской области не только трепетно хранят память о тех событиях, они возродили казачество, создали Единый Союз, который с участием граждан и мэрии города Елена построил мемориальный комплекс, ставший еще одним историческим памятником, местом поклонения героическим предкам, свидетельством единства славянских народов. То знаковое событие собрало вместе и представителей РФ (в частности, от Министерства иностранных дел России был Андрей Максаков), и священнослужителей, и ученых, и казачьих атаманов из разных стран.

Наш разговор с Георгием Владовым состоялся практически в последние минуты, когда после итогового пленарного заседания и яркого концерта, делегаты собирались отбыть в Ростов. Здесь, у автобусов, я и попросила атамана ответить на несколько вопросов и первый – традиционный.

  — Чьих будете? 

— Я внук донского казака Степана Аркадьевича, который в двадцатом году эмигрировал в Болгарию, поселился там и создал семью. Сейчас мы — это тридцать четыре казака, которые являются наследниками нашего деда. Я являюсь атаманом отдельного казачьего Союза Болгарии, объединяющего семь казачьих обществ. За четыре года существования мы создали три дома для детей без родителей, воспитываем их, заботимся. Из них 24 ребенка родились в мусульманских семьях. Мы их приняли, крестили. Построили Мемориальный комплекс «Казачий Крест». Самый большой каменный Крест в мире, находится возле города Елена. Там пролилось много крови. Проходило стратегическое сражение в Русско-Турецкой войне 5-20 декабря 1877 года. У нас четыре казачьих округа объединяют 238 поселений, в каждом есть представители. Заботимся о нашей молодежи, потому что, как говорят, наша семья- наша крепость казачья. Даем стипендии молодежи, которая учится в университетах. 

— Получается, сами зарабатываете средства и сами их тратите на поддержку казачества…
— Да. Сами зарабатываем и выделяем свои деньги на эти направления. Это дело нашей жизни. Денег ни от кого не хотим, потому что… так правильно.
— Теперь, когда мероприятие завершено, можно говорить об итогах. Поделитесь с нашими читателями впечатлениями от конгресса. Был ли он полезен?
— Конгресс… Были очень разумные предложения. Хотя, в прошлом году тоже были решения, но они в большинстве остались не выполненными. Но, в этот раз есть повод надеяться, что они выполнятся.
— Вижу, что Вам пора ехать. Надеюсь, мы не будем терять связи, тем более на Конгрессе заходила речь о Едином информационном портале…
— Знаете, такую идею я предложил еще в 2012 году. Говорил, что нам нужны: общий информационный портал, общий торговый дом, общая платформа… А, если говорить снова об экономическом вопросе… Я офицером служил. С 1993 года начал свой бизнес, работал с Россией (с Зеленоградом). В общем, когда ждешь деньги от кого-то, то не знаю какие результаты могут последовать. Есть зависимость. А когда зарабатываешь сам и вкладываешь в дело жизни — это и есть ее смысл. Смысл всей жизни. Такова ситуация.

     Ранее Георгий Владов принял участие в работе «круглого стола» «Экономика как основа партнерства и инструмент сближения казачьих обществ России и зарубежья», где проходили жаркие дискуссии по коммерческой деятельности казачьих предприятий, охранных агентств, фермерских хозяйств и презентовались торговые дома зарубежными делегатами. Они в свою очередь отмечали, что будут рады сотрудничать с казаками РФ, реализуя через свои сети те товары, которые производятся нашими станичниками. Естественно, речь идет не о мешке картошки, который в семье лишний, а о крупных партиях продукции, не попадающих под эмбарго. Кстати, в нашей беседе атаман Союза казаков Болгарии не сказал, что его Казачий торговый дом при формировании ассортимента товаров в первую очередь отдает предпочтение тем, что производятся казаками.

Если признаете своим, буду счастлив…

Практически забежав на несколько репортерских минут в последний день в аудиторию Новочеркасского политехнического университета имени атамана Платова, где обсуждались вопросы казачьего образования, лично засвидетельствовала одно из выступлений, которым спешу с вами поделиться. Просто в словах тех, кто говорит сейчас, что на представительном форуме были не казаки, а силовики… есть и правда, и кривда. Не знаю как вы, а журналисты прекрасно информированы (и профессионально применяют этот прием), как подавать информацию, вроде бы и фактов не исказив (можно загреметь по статье 152 ГК РФ), но с другой стороны -рассказать не обо всем, да еще и в таком ракурсе, который угоден какому-то дяденьке. Был бы заказ. Есть еще такой прием, как вырывание слов из контекста и преподнесение их совсем под иным соусом (этим грешат наши коллеги на полях информационной войны), но это так, к слову… 

Так вот. Одним из делегатов был генерал-майор Вооруженных сил Армении (приношу свои извинения за то, что не сообщаю читателям ФИО, т.к. не слышала имени докладчика на круглом столе по теме казачьего образования и буду признательна, если кто-то узнает людей на снимках и пришлет их данные на электронную почту сайта — админ) , но если вы внимательно прочтете все им сказанное, то, надеюсь, для себя кое-что уясните.
— Хотел бы сказать, что для меня лично казачество – не просто слово. -сказал делегат из Армении, — Матушка моя, Новикова Анастасия Дмитриевна — казачка сибирская. Дед – казак был расстрелян в 1937 году. Через два месяца, когда бабушка получила похоронку у нее инфаркт случился и моя мама осталась сиротой. Однажды, когда я пришел домой и сказал матушке, что буду работать с казачеством в Армении, она сказала: «Сынок, а ты знаешь, что я –казачка»… Кровь не изменить! Хочется надеяться, что ко всему происходящему я имею отношение… И если вы примите меня, не как генерала Вооруженных сил Армении, а как своего, буду только горд и счастлив.
Но дело даже не в том, что эти слова – очередное доказательство очевидного: совдеповские реалии в свое время закрыли рты нашим родным и близким, особенно на Кавказе, где более других исповедовался принцип национального единства (во власти идиотов не было, там отлично знали все о сложностях региона). И не в том, что именно зов крови вел казачьих потоков, ровным счетом ничего не знавших о своих корнях, по жизни и они имели вольный нрав, обескураживающую многих прямоту, готовность в ущерб себе что-то защищать и отстаивать или же изначально делали выбор: шли по профессиональной стезе, связанной с охраной мира, закона… и порядка. И пусть, к примеру, на Дону говорят, что никогда не молчали о своем происхождении… Кто знает, может быть, так сложилось, только благодаря Михаилу Шолохову, который каким-то чудом не только написал, но и опубликовал в журнале «Октябрь» в 1928—1932 гг. сначала первые три тома, а затем и четвертый том в журнале «Новый мир» в 1937—1940 свой знаменитый «Тихий Дон». Все должны понимать, что казачий мир не однороден. Где-то в семьях, в которых законы устанавливались батей, чей авторитет был непререкаем, а сам он был плоть от плоти – продолжением славных родов казачьих, воплощением подвига и служения, о корнях не забывали. Но были и другие. И много. Семьи, в которых мужчин вообще не осталось. Семьи, которые были фактически обезглавлены только по той причине, что вели их за собой казаки, не забывающие о том, кто они и откуда… Были и разделившиеся на белых и красных. Так стоит ли тратить время на оскорбления в адрес тех, кто совсем недавно узнали о своем генеалогическом древе, осознали себя частью казачьего мира?
Ведь они теперь столько делают для нас с вами, для наших детей. К примеру, делегаты из Армении, побывав вместе с председателем Совета при Президенте РФ Александром Бегловым, в одном из казачьих кадетских корпусов на донской земле, были просто поражены. С их слов, любо дорого было смотреть, как воспитываются кадеты, как учатся, как тренируются и показывают свою силу. Доклад об увиденном, как отметили сами казаки, будет доведен до сведения министра обороны и президента Армении. Делегатов конгресса, имеющих богатейший опыт работы с казачьей молодежью, уже попросили оказать всяческую поддержку в том, чтобы такой корпус появился и в этой стране. Возможно, в Гюмри (бывший Ленинакан), в котором живет достаточное количество казаков. Здесь с 1804 года располагался Казачий пост (кстати, под таким названием уже создан Международный некоммерческий фонд), есть Православный Храм и четыре гектара земли для создания на нем Культурно-духовного центра дружбы России и Армении, на базе которого как раз и может появиться международный казачий кадетский корпус.

Бои за русский мир. Мечты о паспорте Российском.

Вновь внимание на харизму. Этого человека приметила в день первый, как раз в перерыве между заседаниями круглых столов. Прямо скажем, по двум признакам. Во-первых, он вызвал живой интерес у коллег–журналистов, во-вторых, заинтересовала тема беседы, из которой стало ясно, что именно к этому делегату стоит подходить с вопросами, касающимися войны на Юго-Востоке Украины. Нашивку на рукаве удалось разглядеть чуть позже. Не скрою, что именно это повлияло на окончательное решение не отставать от собратьев по перу. Даже в ущерб эксклюзивности.

   

    Атаман Верного казачества Алексей Селиванов приехал на конгресс из непризнанной мировым сообществом Луганской народной республики. Когда его спросил кто-то из репортеров, что он лично знает об участии в конфликте иностранных частных военных компаний, Алексей ответил:
— Лично у меня нет серьезной, проверенной информации про ЧВК. Говорили, конечно, что находили какие-то трупы, вроде кого-то из иностранцев в плен брали и потом отдавали, но, повторю, что серьезной информации на этот счет у меня нет. Вот, когда я был в Косово, — еще до Майдана, — там реально, на косовской базе есть представители военного контингента разных стран, в том числе, Украины, Армении, США и т.д. Базу охраняет контингент из Блек Вотерс.
Наконец, мои коллеги отступают и мы остаемся с атаманом из ЛНР один на один. Говорю, что мне очень понравилась нашивка.
— Нашивка? Это Флаг вооруженных сил Новороссии, которой формально не существует, но у нас в ДНР и ЛНР реально его носят и отказываются снимать.
— Ваше отношение к конгрессу?
— Конгресс – это хорошо, – интервьюируемый начинает улыбаться и становится ясно, что сейчас последуют шутки. — Когда сидишь по два месяца в располчасти, это же скучно и убого, быт однообразный. А тут… приехал. Город красивый, люди здороваются. Спрашивают, интервью берут… Конечно, это весело, – Алексей начинает смеяться, — была б возможность… каждый бы месяц ездил.
— Да, чувство юмора не теряете…
— На самом деле, я постоянно езжу на разные конгрессы, съезды, слеты. Общаюсь с братами из разных стран, республик, краев. Мы обмениваемся опытом. И я не собираюсь изменять этой привычке, даже не смотря на то, что у нас сейчас идет война.
— Надеюсь, что она скоро закончится…
— Она закончится Победой!
— Правда, что в ЛНР больше не стреляют?
— Да, сейчас не стреляют, это правда. Вот тут ходит наш казак, очень хороший командир подразделения из города Первомайска Луганской области. Так вот, он командует подразделением на передовой. Мы на днях с ним были «на пикнике» в двух километрах от позиции укропов. В принципе простреливает до всего, чего угодно… Но, Вы, мне кажется, спросили об отношении к Минским соглашениям?
— Была попытка задать такой вопрос…
— Так вот, что я Вам скажу об отношении. Все эти народные республики, Мински… По сути людям это все абсолютно, глубоко параллельно. Люди большинством хотят в Россию. Примите нас в Россию, дайте нам паспорта и возможность существовать в большом русском пространстве: работать, учиться, учить детей и т.д. Вот эти все республики – ДНР… ЛНР рассматриваются…как временная прокладка. Скажу больше, как временная прокладка рассматривается любая власть. Наверное, мне ничего за это не будет, если я скажу, что насчет тех лиц, которые сейчас представляют народные республики народ особо не заморачивается. Люди хотят в Россию, воюют за Россию и понимают, что хотят быть в русском мире.

В общем, как-то так. Оставлю эти слова без комментариев, пожелав ребятам удачи и отметив, что они запросто могут рассчитывать на информационную поддержку сайта «tkv-press.ru» ( о моральной поддержке, думаю, говорить не стоит, итак все понятно). И пусть к ЛНР следующая информация (как бы) не имеет отношения, но на определенные мысли наводит:

По сообщению телерадиокомпании «Звезда» от 22 октября  (http://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201510221103-h3ke.htm): «Окраины Донецка снова под огнем силовиков. По данным местных властей, в ночь с 21 на 22 октября украинские военные обстреляли северо-западные кварталы города.За последние дни это уже не первое нарушение режима перемирия. Во вторник, 20 октября, в столице Донбасса во время обстрела погиб один из ополченцев.  Несмотря на провокации, отвод вооружений продолжается. Как сообщили в руководстве ДНР, передислокация тяжелой техники началась в районе Горловки. Первая колонна из десяти танков ушла на восток самопровозглашенной республики. Машины размещены на специально подготовленных площадках в районе Харцызска. Событие официально подтвердили наблюдатели ОБСЕ и представители Совместного центра контроля и координации. Согласно договоренностям, вторым этапом от линии разграничения уйдет артиллерия. За ней – минометы калибром до 120 миллиметров. Операция должна завершиться до 10 ноября»

Кстати, 13 октября, в день, когда мы разговаривали с Алексеем Селивановым, в СМИ появилась следующая информация: «В Киеве проведены массовые задержания представителей «Верного казачества» — организации, которая, выступала за интеграцию с Россией и Белоруссией. Об аресте казаков заявил на брифинге глава СБУ Василий Грицак. Он заявил, что якобы подозреваемые планировали 14 октября взорвать один из киевских военкоматов, (даже не пытаясь объяснить – что глобально дал бы подрыв какого-то военкомата). Задержание произошло 9 октября, якобы, при передаче взрывчатых средств. Все задержанные — жители Киева и Киевской области. СБУ обвиняет в организации выступления атамана Верного Казачества Алексея Селиванова, который после покушения весной 2014 года был вынужден покинуть Киев, а сейчас находится на Донбассе. 

«Негодяи и подлецы из СБУ, регулярно и привычно предающие свою Родину, арестовали честных людей, казаков-киевлян из Верного Казачества. В борьбе за Родину и за жизни соотечественников нет бесчестия. На Верных Казаках нет вины. Возмездие обязательно настигнет подонков, за скудный паёк прислуживающих заокеанским панам, а герои-казаки будут свободны», — говорится в заявлении, распространённом Селивановым. (http://www.vk.cossacks.info/2015/10/repressii-sbu-massovyie-arestyi-vernyih-kazakov-v-kieve/#more-329).

«Источники в Киеве сообщают, что в украинской столице после государственного переворота 2014 года осталась в основном молодежь «Верного казачества» и подростки-кадеты, которые не участвовали в политике и силовых конфликтах, вели легальную работу по православному и культурному воспитанию, организовывали посещение православных храмов и монастырей, молодежные балы.

«Никто из этих юношей и подростков просто не мог бы ничего заминировать и взорвать», — уверяет источник.

Причиной же гонений на «Верное казачество» представитель казачества считает твердую позицию лидеров и активистов организации, направленную на воссоединение России, Украины и Белоруссии в единое государство, а также неприятие неонацистской идеологии украинского режима». — дополнили информацию на портале http://www.novoross.info/

 

За единую базу данных.

Разговор с гостями из Грузии выдался чрезвычайно коротким. Причина – нехватка времени. Делегатов по окончанию первого дня конгресса активно зазывали к автобусам. Итак вышли из временного графика, а впереди еще дорога в Ростов (в ростовских гостинцах участники проживали)… Еще немного и опоздают на ужин…

В общем, не смотря на минимум общения, как водится эти делегаты без комплимента вашего админа не оставили)).

 Генерал-майор Геловани Муради Нугзарович, отметив, что в отношении казачества, — «хоть в России хоть в любой другой стране», — может сказать только «все хорошее, что есть в этой жизни», представил мне своего спутника по имени Валерий и сказал, что вместе с ними приехал Верховный атаман «Союза казаков Грузии», генерал-лейтенант Василий Каденец. Личные впечатления о мероприятии, в связи со спешкой, уместились в несколько фраз.
— Конгресс был очень интересный. Атаманы из разных стран говорили о том, что они у себя дома сделали для развития казачества, что еще будут делать. – сказал Муради Нугзарович, — Была очень интересная информация о создании единого центра базы данных, чтобы мы могли без посредников связываться друг с другом, оказывать помощь в создании музеев, возрождать наши традиции.
Делегатам из Грузии запомнилось и содержательное выступление гостя из Чехии, рассказавшего собравшимся о пражском архиве.

Для охраны южных рубежей России казаков достаточно.

Делегация из Абхазии была представительной– шесть казаков во главе с атаманом Сухумского особого казачьего отдела Москаленко Владимиром Георгиевичем. Заметив живописную группу вместе с атаманом ККВ Н. Долудой и священнослужителем, подошла с вопросом, откуда прибыли.

— Из Абхазии. – таков был ответ.
— Вижу вы к нам со своим батюшкой прибыли
— Нет, — поправляют меня делегаты, — это батюшка, окормляющий Кубанское войско. Наш войсковой священник. Дело в том, что мы в 2004 году создали Землячество казаков Абхазии, в 2005 у нас был уже утвержден Устав и мы вошли в состав Кубанского казачьего войска. Так что здесь и Абхазию представляем, и Кубань одновременно. Наш атаман Николай Долуда тоже здесь, мы с ним всегда поддерживаем дружеские отношения.
— Цель участия есть?
— Да. Мы приехали на съезд, чтобы поделиться опытом и перенять что-то интересное, хорошее у других. Именно то, что сыграет на благо казачества. В первую очередь нас волнует патриотическое воспитание.
— А сколько казаков в вашем отделе?
— Это…военная тайна . – шутит кто-то из делегатов. – Если без шуток, то нас вполне достаточно, чтобы охранять южные рубежи Краснодарского края и России.

     Так вышло, что на следующий день с делегатами из Абхазии мы говорили долго и о разном, пристроившись на лавочке неподалеку от Патриаршего Всеказачьего Воскресенского собора. Это была настолько увлекательная беседа, что созрело решение о большом материале. Статья пока в работе. Ждет своего часа и материал о чрезвычайно интересном разговоре с делегатом из Украины.