Вызов неоязычества…

Для современного российского общества неоязычество стало серьезным вызовом. Рекомендациями о том, как вести себя с его адептами православному христианину, в интервью порталу «Приходы» делится иерей Стефан Домусчи, кандидат философских наук, кандидат богословия, заведующий кафедрой нравственного богословия РПУ.

 

2.jpg

Отец Стефан, Вы сами сталкивались с неоязычниками?

– Да, я часто езжу  в подмосковной электричке и  периодически встречаю в ней  одного такого деятеля. Зайдя в вагон, он играет на гуслях с колокольчиками, поет песни про воскресающую Русь, про восходящее солнышко и победу добра над злом. После песни обычно следует самореклама: «Кроме дисков с моими песнями, у меня есть листовки… Я провожу мероприятия в детских садах и школах, рассказываю о возрождении народных традиций!»

Очень многие, особенно женщины 30-40 лет, берут листовки, некоторые покупают диски. В последний раз, когда он проходил мимо меня, я ему сказал:

– Если бы вы, входя в вагон, заодно говорили, что вы язычник, было бы честнее… А то поете про Киевскую Русь, про золото куполов, а сами Даждьбогу поклоняетесь…

– А кто такой язычник? Это ведь тот, кто владеет языком… Вы вот знаете русский язык?

– Ладно, это несерьезный разговор…

– Вот, «ладно» – это тоже хорошее русское слово, пусть все будет «ладно».

Далее он заговорил громче, чтобы все слышали.

– А, вы (имеются в виду православные – прим.) пришли, наших отцов назвали бесами, хотя сами вы бесы!

– Ну вот, типичное неоязычество…

– Ничего, друзья, этим лукавым все труднее и труднее нами управлять!

И с разных сторон я услышал одобрение этих его слов. Люди стали поддакивать и поддерживать его – нечего, мол, тебе, христианину, лезть со своими штампами к человеку, он доброе дело делает. Несколько женщин прямо стали громко благодарить за его деятельность, за такое возрождение традиций и просвещение…

Грустная картина… Как вообще понять, что имеешь дело с неоязычником?

– Есть некоторые маркеры. Самые простые – это когда человек подчеркнуто обращается к этимологии русских слов и выдумывает их связь с некими праславянскими дохристианскими понятиями, совсем не обязательно упоминая славянских «божеств». Более того, он может заявить, что является православным. Но в интерпретации неоязычника Святая Троица – это не Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, а древние «божества» Навь, Явь и Правь. Православие, соответственно, означает «славить Правь».

Если есть сомнения, можно спросить у человека: «Как вы относитесь к славянским богам? Верите ли в Единого Бога или, по-вашему, их много?»

Как себя правильно вести, если оказываешься в обществе неоязычника, который активно проповедует свои взгляды? Молчать или спорить?

– Думаю, что молчать не стоит в любом случае. Если ты хотя бы что-то знаешь о своей вере или просто чувствуешь неправоту собеседника, можно так и сказать: «Я мало знаю о христианстве, но даже мой небольшой опыт знакомства с ним свидетельствует об ином».

Можно попробовать вести дискуссию, опираясь на современный научный подход. Последователи неоязычества часто ссылаются на разные «Велесовы книги» и тому подобные литературные произведения, которые не имеют никакого отношения к славянскому язычеству и не являются историческими источниками. Большая часть славянских языческих мифов, предлагаемых современному человеку, – это подделки, реконструкции. Сведений о славянском язычестве вообще сохранилось очень мало, не в последнюю очередь благодаря усилиям православных миссионеров. Ну, а кроме того, если быть последовательным и реанимировать язычество, то тогда нужно реанимировать и его обрядовую сторону, включавшую человеческие жертвоприношения.

Не надо думать, что язычество – это просто жизнь в единении и гармонии с природой. Христианское отношение к природе как творению Божию – не менее трепетное и гораздо более осмысленное.

Но есть люди, для которых собственное мнение абсолютно. Им никакая научная критика не поможет, спорить с ними бессмысленно. Критику язычества они отвергают как «поповскую клевету», а их представление о прошлом основывается на мультфильме «Князь Владимир», где фигурирует добрый дедушка-пасечник, который молился дубу.

В чем, на ваш взгляд, привлекательность неоязычества?

– Во-первых, апологеты неоязычества обращаются к неким весьма понятным человеческим чувствам – к стремлению сохранить общность с предками, тяге к семейным корням, любви к природе. Они часто и много говорят о мире, «ладе», гармонии с собой и окружающими. В мире людей, которые погружены в суету и постоянные конфликты, разговор о радости жизни, гармонии и спокойствии вызывает неподдельный интерес. Церковь, напротив, нередко ассоциируется только с запретами и обличениями. Например все шесть лет я в электричке вижу одного и того же мужчину, который раздает листовки о грехе цареубийства, необходимости царя в России и т.д. Для многих он типичный православный.

Во-вторых, выбирая язычество, человек ставит себя вне обязательств, которые налагает следование за Христом. Неоязычество никаких самоограничений не требует, культа как такового не существует, понятие греха размыто.

Кроме того, в неоязыческом движении присутствуют яркие, броские слоганы, хорошо отвечающие восприятию современного человека, например: «Мой Бог меня рабом не называет». На первый взгляд, они могут показаться интересными. Но, по сути – несостоятельны…

Большая проблема в том, что и сами неоязычники и те, кому они проповедуют, чаще всего были крещены, но так и не обрели связь с Церковью или же утратили ее. На мой взгляд, важно вести просветительскую работу, особенно на приходах. Нужно публиковать в СМИ – церковных и по возможности светских – простые и наглядные материалы, показывающие истинную суть неоязычества.

А в целом необходимо вернуться к практике оглашения людей перед Таинством Крещения, чтобы они понимали свою веру и их нельзя было так просто завлечь чужой.

Беседовала Ольга КИРЬЯНОВА

Иллюстрация агентства «Урал-пресс

http://prichod.ru/aktualniye-voprosy/23811/