Кто ты, казак зарубежья? Часть первая.

Сегодня рассказываю посетителям сайта «tkv-press.ru» только о том, что о России-матушке, о своих казачьих предках и видении развития казачества в многополярном мире говорили наши иностранные гости, делегаты пятого Всероссийского конгресса.
Как и обещано, эта тема не сходит со страниц информационного ресурса. Дело в том, что в эту минуту, когда вы уделяете внимание нашему сайту, прошедшее в Новочеркасске серьезное мероприятие обрастает слухами, домыслами, откровенным враньем. Уже довелось лично услышать мнение, что там собирались зажравшиеся псевдо-казаки не ясно с какой целью… Какой бред! Иные, если уж на то пошло, «показачистее» других будут. Вам, господа, делать нечего, кроме того, что обсуждать реестр, опуская людей, которые хотят служить России в составе войскового резерва? Это их выбор! Отстаньте, наконец, от россиян, которые, так же как и вы, имеют полное право на личные мотивы, мнение, позицию. В реестр их никто не заталкивал силой. Те самые отставники, которые пополнили казачьи ряды, уйдя на пенсию из силовых структур будучи в полном расцвете душевных и физических сил, хотят не быть выброшенными за борт, готовы и дальше служить России. И они умеют ей служить, имея все: и воинские навыки, и физическую форму. Откуда вы знаете, может именно зов казачьей крови в свое время определил для них жизненный выбор – стать военным, полицейским, сотрудником специальных служб?! Скорее всего, так оно и есть, только признать это хватает мудрости и мужества не у всех. Есть воины по духу и в реестре, и вне его. Есть борцы за сохранение культуры и традиций и тут, и там… И пусть будут! Услышьте наших иностранных гостей, которые строят не просто единый российского розлива, а общий, казачий всеземной мир. Что они думают и говорят по поводу прошедшего конгресса. Услышьте, чтобы не додумывать и не перевирать.
Знайте, что в данном случае не было никаких официальных пресс-подходов и конференций, на которые приходят люди ангажированные. Все гости, отвечавшие на вопросы «tkv-press.ru», выбирались спонтанно, по настроению, и становились участниками экспресс-интервью непосредственно там, где попадали в поле зрения админа.

И казак, и поляк в одном Союзе.

Польская делегация обратила на себя внимание почти сразу. Это было в фойе политехнического университета имени Платова, где делегаты собрались в первый день – 13 октября. Из контекста была вычленена пара фраз одного из присутствующих россиян, занимающегося, судя по всему, историей. Он как раз разговаривал с гостями из Польши на тему боя у местечка Олешице (в частности, сейчас пишет большой труд об этом).

  Увидев представителя прессы, начал увлеченно рассказывать о том, как казак станицы Каменской Растеряев Спиридон Иванович, сотник одиннадцатого Донского генерала графа Денисова полка участвовал в бою под Олешице и в открытой конной атаке, под кинжальным пулеметным огнем, прошел четыре линии окопов и выбил две роты немецкой пехоты 91 пешего полка. Потом переключился на второго участника тех далеких событий — штаб ротмистра 14 Черниговского Гусарского полка, казака Каменской станицы Каледина Николая Петровича, который разгромил немцев у высоты 220, ворвался в Олешице, уничтожил базы, тылы, в результате чего 91-ый полк выведен был из строя и наступление немцев захлебнулось на два дня.
-Великий князь Николай Николаевич объявил благодарность этим казакам и они получили золотое оружие. – продолжил делегат, настолько увлекшийся повествованием, что забыл представиться, — Спиридон до этого имел четыре боевых ордена (Растеряев Спиридон Иванович, Георгиевский кавалер, командир 12-го Каменского казачьего полка Донской армии, годы жизни: 1885—1919 – админ.), но в Гражданскую войну он был взят красными в плен под Каменской станицей, родной. Его месяц истязали, мучили и расстреляли. Представляете, а у нас здесь есть человек, — незнакомец показал рукой на одного из рядом стоящих участников разговора, — который живет в десяти километрах от этого местечка.

      Услышав рекомендацию, обращаюсь к польскому делегату.
— Здравствуйте, а вы казак? – задаю вопрос прямо в лоб.
— Нет, я не казак, я поляк.
— Какими судьбами тогда на конгрессе? – спрашиваю, несколько удивившись.
— Я вступил в Союз казаков Польши в 2012 году и уже урядник. Но… Вам, наверное, не со мной надо говорить. Здесь наш атаман, с ним и надо говорить – отвечает участник форума, указывая на рядом стоящего человека и все внимание переключается на него.
— Вы тоже поляк? – обращаюсь к атаману.
— Нет, я – не поляк, я – казак! У меня корни донские,- отвечает Марк Василенко атаман Союза казаков Польши. — Мы — наследники казаков, которые после поражения в гражданской войне остались за границей и создали ассоциацию Союза казаков в Польше, продолжая традиции белого движения. Живем там, но мы гордимся нашими традициями, нашими корнями. Наше сердце всегда в России.
— Какой по счету конгресс посещаете?
— Для нас это второй конгресс. Мы были на четвертом, а в этом году, когда нас вновь пригласили, с удовольствием откликнулись и приняли участие в этом мероприятии.
— Насколько полезны такие форумы. Что Вы на них черпаете для себя? Это общение, впечатления или что-то еще?
— Если сравнить сердце с аккумулятором в машине, то можно сказать, что аккумулятор этот становится полным на таких встречах, на таких конгрессах. Я еду в Польшу и у меня есть много сил, чтобы дальше работать в деле пропаганды казачьих традиций, истории. И всегда рассказываю полякам, что казаки никогда нигде не были врагами. И думаю, что в этой работе мы имеем успех.
— Роль казака в современном мире. Он кто? Говорят, ангел света, воин Божий…
— Казаки — это традиции, традиции обороны славянщины, веры. В смысле тех традиций, что были присущи старой Русской империи, которую мы носим в сердце.

Девятое поколение Лукьяновых и атаман ККВ в США.

… На делегата из Америки обратила внимание, когда он с большим интересом рассматривал товары большой казачьей ярмарки, развернутой на территории политехнического университета им. Платова. Чего здесь только не было: казачьи папахи и нагайки, знаки отличия, форма, флаги, сувениры, книги….

Знакомьтесь — Николай Андреевич Лукьянов из Сан Франциско, штат Калифорния, США (на одном из снимков в папахе с красным верхом). Впервые вместе с супругой Валентиной Александровной Николай Андреевич побывал в России будучи уже в преклонном возрасте, в 2011 году, в день празднования Иверской иконы Божией Матери. И именно в Новочеркасске! С тех пор город, кровными узами связанный с их жизнью и жизнью многих соотечественников зарубежья, стал для него безмерно любимым. Именно здесь, посетив Атаманский дворец и Музей истории донского казачества, Лукьянов нашел несколько документов в экспозициях, относящихся к своему роду, который имеет трехсотлетнюю историю. И этот замечательный человек, даже не спросив, кто и зачем задает ему вопросы, ответил на них весьма охотно.
— Скажите, а правда что в США есть музей, в котором хранятся казачьи реликвии? Бывали там?
— Музей есть. Я в нем бывал, все своими глазами видел.
— Скажите, Вы лично столкнулись с какими-либо трудностями, чтобы попасть на этот конгресс?
— Нет. А вообще в Новочеркасске я не в первый раз. Вместе с женой был здесь четыре года назад. Здесь, конечно, нам очень нравится. И конгресс устроен прекрасно. Очень интересные доклады, люди. Хочется познакомиться, сблизиться, почерпнуть от вас что-то, поделиться своими идеями и планами.
— Чьих кровей будете?
— Мы Лукьяновы. – отвечает потомок атамана Войска Донского в 1697–1708 годах Лукьяна Максимова. – От Лукьяна Максимова ведется родословная в нашей семье. Я – поколение девятое, а мой внук — одиннадцатое поколение от Лукьяна. Все казаки были. Дед был расстрелян на Байкале в 20-ом году, когда отступали от большевиков, отец мой смог выйти в Манджурию, я родился в Шанхае и с шести лет живу в Америке.
— Да… история… Скажите, учитывая факты, из-за которых у Вас есть полное право на некие негативные чувства, как Вы считаете, примирение произошло?
— Я считаю, что между казаками никогда не было раскола, по крайней мере мы такого не чувствовали. И потом, это была советско-коммунистическая власть, а сейчас – другое. Поэтому мы с радостью сюда приезжаем. И там, в Америке чувствуем себя абсолютно русскими, наши дети чувствуют себя русскими и женаты на русских.
— Как Вы относитесь к визиту в Новочеркасск Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Насколько это важный и знаковый момент в окормлении казачества и его взаимодействии с Русской Православной церковью?
— Это очень важно. У меня брат архиерей. Мы с ним были на Примирении несколько лет назад. Для нас вообще очень важно, что мы можем теперь общаться, причащаться. У нас с женой здесь уже много крестников. Мы стали крестными у русских, с которыми здесь познакомились.
Тут, наверное, стоит уточнить, что Николай Андреевич Лукьянов — очень набожный человек. Семья Лукьяновых духовно окормлялась у святого архипастыря святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Франциского. Вместе со своим родным братом, ныне Преосвященным Петром, епископом Кливлендским (Русская Православная Церковь заграницей), Николай Андреевич нес послушание иподиакона у святителя Иоанна. Все свое жизненное становление и весь жизненный путь семья Лукьяновых связывает с именем великого святителя русского зарубежья.

А на этих снимках вы видите еще одного делегата из Америки. Атаман Кубанского казачьего войска в США Александр Михайлович Певнев, которому исполнилось 87 лет как раз выступает в рамках проведения круглого стола «Об историческом, культурном, духовном наследии казачества в России за рубежом». В частности, он рассказывал о судьбе казачьих кубанских реликвий. Между прочим, этот человек возглавляет самое крупное казачье объединение за пределами России на протяжении более четырех десятков лет и сумел превратить город Хоуэлл (штат Нью-Джерси) в центр казачьей истории, а также сохранить национальные обычаи и устои казаков. Александр Михайлович проводит активную общественную деятельность, направленную на поддержку возрождения казачества на исторической Родине. За заслуги на этом поприще в марте 2013 году Указом Президента Российской Федерации Александр Певнев был награжден орденом Дружбы.

Бойков, прогремевший на весь мир.

Спустя несколько дней после пятого конгресса, сложилось впечатление, что атаман Посольского австралийского отдела Забайкальского войскового казачьего общества. подъесаул Семен (Симеон) Бойков, перетянул одеяло внимания СМИ и казаков на себя. Что поделать, если он яркая, неординарная личность. Прямой и смелый. А чего ему бояться? Он несколько месяцев на карандаше СБУ и, говорят, власти Австралии не дюже были рады, когда их гражданин стал звездой Интернета, побывав в Новороссии с целью оказания помощи воюющему там ополчению… Но, кто б и что не говорил, а это факт: неугомонный атаман с тех пор всей душой болеет за каждого, кто отстаивает с оружием в руках русский мир в непризнанных ЛНР и ДНР. И ему все равно, местный ли он рабочий, либо шахтер волею судьбы ставший хорошо обученным воином или российский доброволец-казак, экс-силовик, что мог бы, выйдя на пенсию по выслуге лет, спокойно выращивать огурцы на даче, а вместо этого пошел на передовую… Когда забайкальский казак австралийского разлива предложил почтить память погибших на заключительном заседании Конгресса, зал встал. А еще Симеон, говорят, запасся целым возом флажков Новороссии, ЛНР и ДНР и раздавал их всем желающим. Рассказывают, что они расходились довольно быстро. Не мудрено… у нас порядка девяноста процентов россиян поддерживают ополчение Донбасса.

В первый же день Бойков покорил всех делегатов своим предложением выйти на Кремль с инициативой о предоставлении российского гражданства потомкам казаков, оказавшихся за пределами России. Весть распространилась мгновенно даже среди тех, кто участвовал в заседаниях остальных четырех дискуссионных площадок (круглых столах) и не мог лично услышать пламенную речь Семена. Узнав об этом, многие сразу оценили всю ценность сказанного в плане собирания русского мира воедино, укрепления авторитета нашего государства и повышения к нему градуса Любви иностранных граждан.
В общем, фигуру дня удалось догнать практически на выходе из здания политехнического университета имени Платова и остановить вопросом.
— А правда ли что…- договорить не получается, Симеон движется в сторону выхода.
— Давайте вместе прошагаем, и заодно поговорим, — предлагает Бойков и мы идем вместе.
— Меня на круглом столе по вопросам патриотизма не было, удалось забежать лишь минут на двадцать, но тем не менее, уже наслышана. Говорят, Вы предложили упростить процедуру получения российского гражданства, для таких вот патриотов России казаков, как Вы. Речь идет о двойном гражданстве? – задаю, наконец, вопрос, даже не предполагая, что он будет не первым, а… вообще единственным («интервьюируемый» сам все рассказал на одном дыхании и эта информация являлась на тот момент абсолютно исчерпывающей)…
— Именно. Дело в том, что федеральная политика России в отношении гражданства и соотечественников разрабатывалась в девяностых годах и она устарела. В 90-ые годы, — а об этом все знают, — нам навязали многие направления западные советники. А западные советники поставили себе цель изолировать Россию. Чтобы соотечественники не возвращались, были отдельно от Российской Федерации. Чтобы Россия потеряла все свои территории и, в том числе, и диаспоры. Любая нормальная держава, сильная авторитетная, которая имеет все эти диаспоры как поступает? Например, в Израиле… Если ты ходишь, рассказываешь, что у тебя бабушка еврейка, вот тебе гражданство, пожалуйста живи и все остальное.
А мы ничего не просим, нам не нужна федеральная программа никакая, мы не скот, чтобы нас переселять. Мы не из ближнего зарубежья и нам не нужны подъемные деньги. Какие-то сто тысяч рублей и два акра земли… это не нужно! Нам нужно просто дать бумажку. И как дать? Чтобы в первую очередь дедам ее дали. Думаю, дедам надо дать гражданство и сказать «Спасибо за то, что сохранял традиции казачества. Россия тебя помнит и благодарит!». Что-то в таком духе… И у России будет большой успех. У России появятся все эти диаспоры, которые…как….не то, что «пятая колонна», но будет конкретное направление везде.
Другие государства этим и занимаются, прорабатывают вопросы все на этом уровне. России тоже это нужно. Россия в принципе, — я заметил в последние годы, — гражданство дает, но уже после боя… когда уже кулаками не машут. Когда дают? Когда уже все…переворот состоялся. Абхазия, Осетия… Кому нужно, давайте подписывайтесь, Крым. Мы русские! Надо срочно, сейчас! И все «За»: Жириновский — за!, губернатор Забайкалья – за!, Патриарх – за!, казаки – за!. Кто против, покажите пальцем… нет таких…
В общем, вопрос серьезный. Если этого не сделать, рано или поздно мы перестанем просить гражданства. А когда мы перестанем его просить, Россия потеряет колоссальное направление за рубежом. Я говорю о том, что у нас еще остался шанс: если сейчас проработать этот вопрос быстро, за год-два, то мы присвоим себе диаспоры навсегда и конкретно. А это люди, которые имеют капитал, знания, традиции, опыт и т.д.

Берлинских казаков не бывает!

Рассматривая экспонаты, выставленные в фойе городского драмтеатра имени Комиссаржевской (Новочерскасск), где проходило заключительное заседание конгресса и состоялся великолепный концерт, вновь обратила внимание на людей, обсуждающих экспозицию. Они открыты, эмоциональны и обескуражены… И ведь действительно, все вокруг вроде бы казачье, но взгляд художников и дизайнеров на традиционные вещи чрезвычайно креативный. Здесь и гармонь, сделанная из каких-то странных составляющих по типу промышленного лего, и эфемерные кони, вырезанные с помощью какого-то строительного инструмента, и почти невидимый (из воздуха) самовар, выполненный на лазерном принтере, и компьютерная игра в Азовское сидение, и даже… «конь в пальто»… (это казачьи молодежь 21 века представила визуальное доказательство наличия некоего мифического создания, чем вызвала смех делегатов). 

  В общем, мысль такая, что надо доказать всем этим устроителям венецианских биеннале и других знаменитых выставок современного искусства, что казачество – не есть форма застывшая. В наличие масса молодых людей и девчат, которые готовы сразить наповал всю Европу и иже с ней своим новейшим взглядом на вечные ценности.
И как отметил делегат из Германии, атаман «Посольской станицы» СВКО в ФРГ Николай Николаевич Огняник, ему, несмотря на всю креативность, творчество нового поколения донских казаков кажется ближе, родней и интересней, чем… Недавно, на одной из выставок мастеров дюже новых и вообще не ясного генеза художеств в Берлине он видел некий экспонат из обычных вешалок… в общем, «Черный квадрат» Малевича отдыхает… и сие вообще из разряда … гм… «непонятно».

После этой оценки мы и познакомились с делегатом из Германии поближе. Узнав, что перед ним представитель (ница) терского казачества, Николай Николаевич воодушевился.
— Я ведь связан с терским казачеством исторически. Наш атаман Плетнев Виктор Яковлевич – казак терский, ныне покойный, образовал посольскую станицу в городе Берлине.
— Расскажите об этом конгрессе. Что почерпнули интересного? И нужен ли вообще такой форум?
— Без этого конгресса продвижение вперед не возможно, потому что работа на круглых столах очень много дает всем участникам. Здесь же решаются вопросы, связанные непосредственно с культурой зарубежья казачьего, именно с сохранением казачьих исторических памятников, воинских кладбищенских захоронений. А ведь они кое-где находятся в печальном состоянии. Особенно российские, периода Первой мировой войны. Это захоронения времен Великой Отечественной сохранены в достойном состоянии, потому что за ними следит немецкая сторона. А вот Первая мировая… русские памятники… Хотя, мы стараемся их содержать, работа идет. Сейчас мы списки составляем, подтверждая их сведениями из архивов.

— И много казаков в Вашем обществе?
— Надо сказать, что у нас интернациональное казачье общество. Все, как положено. Есть и атаман. А я его представитель. Ведь мы с 2002 года и по сей день работаем. Хоть по спискам нас немного, но семьи-то растут. Недавно у нас праздник был, в молодой семье (ей тридцать лет всего-то) пятый родился казачонок… Шумихин по отцу.
— Так понимаю, что Вы квалифицируетесь именно на вопросах, связанных с историей, культурой и традициями?
— А какие еще могут быть варианты в Германии? Наше направление — связь с Родиной, возвращение каких-то исторических реликвий, их поиск. Это очень важно! Я много лет тесно сотрудничаю с Константином Николаевичем Хохульниковым. Он директор некоммерческого фонда «Казачье зарубежье» в Старочеркасской. Мы постоянно обмениваемся информацией, он мне присылает письма, я ему ответы. Фотографии, редкие пластинки… Представляете, недавно передавал фотографии Реброва, который представлял культуру с двадцатых годов и такие фотографии, которые ни в одной литературе не найдешь. Так я их нашел совершенно случайно, в Германии, среди кипы старых, черно-белых снимков…
— Как вы отнеслись к инициативе австралийцев об упрощении процедуры получения двойного гражданства для казачьих потомков, либо для самих российских эмигрантов?
— Мы же с Вами не можем решить этот вопрос. Решение этого вопроса больше относится к компетенции Министерств иностранных дел, посольств… Знаете, в Германии, например, двойное гражданство разрешают иметь только аусзидлерам – переселенцам, немцам по происхождению, которые при Екатерине ушли, или пришли в Россию, но захотели вернуться и их принимают. А, например по отношению к гражданам Казахстана такого нет. Они могут быть только гражданами Германии, но не Казахстана.
— Ясно. Все мечты упираются в Законы. Ну, да Бог с ним… Как вы относитесь к недопониманию между казаками? Один — родовой, другой — почти родовой, третий — хоть и родовой, но реестровый, либо вообще пришлый… и никак не могут найти общий язык…
— Я вам скажу, что непонимания всегда были. И говорю я не просто так, а на основании изучения старой литературы двадцатых годов, периода эмиграции. У меня есть такая литература, я читаю старые журналы и там поднимаются точно такие же вопросы. Между разрозненными организациями, обществами, которые существовали за границей, и состояли из казаков, во время эмиграции переселившихся в Европу, тоже были маленькие конфронтации.
— Даже так?
— Даже так. И это отражено в журналах, которые издавались очень небольшими тиражами. Все описано. Тогда же письма, переписка… все публиковалось.
— Неужели и тогда разбирались, кто кого «казачистее»?
— Ну, можно сказать, были внутренние разборы. Где-то, вот так…
— Часто Вам задавали вопрос, чьих будет?
— На конгрессе? Конечно.  Такие моменты интересные были… Один казак из Калининграда сказал, что он балтийский казак, а я таких не знаю. Мне иногда пишут (да и в разговорах слышу), называя «атаманом берлинских казаков». Стоп! Какие берлинские казаки?! Таких в природе не бывает! Я — сибирский казак, проживающий на территории Германии, русскоговорящий (и не только). Но я — казак. У меня, слава Богу, от предков в архиве осталась бумага, которую я с трудом выцарапал. Там написано: мой прадед с семьей и сестрой в 1894 году переселился в Приморский край, казак Полтавской губернии и т.д. и т.п., долгов не имеет, такого-то призыва. Слава Богу, у меня такая бумага есть! У других такой бумаги нет, но они хотят быть кем-то… Но мало хотеть! Надо еще следовать традициям. Не придумывать что-то новое — у нас итак всего нового много придумано (мобильные телефоны, Интернет…мы всем этим пользуемся) – а пользоваться тем, что есть. Заниматься детьми, Верой Православной, шашкой работать, песни играть и стараться изучать больше историю. Вот, что придумали для нас наши предки… А они были мудрыми людьми…

P.S. Как вы поняли, это была только первая часть разговоров с зарубежными делегатами. Вскоре последует и вторая. Будут опубликованы и интервью с российскими казаками. А все лишь для того, чтобы каждый из наших читателей получил информацию не в виде слухов, а непосредственно из первых уст. Темы, которые поднимались в диалогах между админом и делегатами (все зафиксировано на диктофоне в виде аудио-записей) будут актуальны еще долгое время.  Так что, продолжение следует…