Послужной список этого политика богат. Наших непосредственных читателей в первую очередь заинтересуют работа военкором в самом горниле чистилищ – в горячих точках, в том числе в Чечне и странах Ближнего Востока, и другое – деятельность, связанная с сугубо казачьим направлением на уровне полпредства по СКФО.
Михаил Юрьевич Маркелов – депутат Государственной Думы Российской Федерации шестого созыва — оказался нашим интервьюером во время очередной поездки в станицу Горячеводскую, где встречался с горячеводским атаманом и терцами казачьей общины. Посетил он и конно-спортивный комплекс, где, кстати, уже бывал пять лет назад. Оценил глобальные перемены — судя по дальнейшему разговору, был впечатлен работой горячеводцев — и ответил на ряд вопросов журналиста Татьяны Малышевой специально для казачьей газеты «Лица Кавказа».
Предлагаем вашему вниманию это большое эксклюзивное интервью.
Т. М.: — Пять лет назад, до очередного избрания депутатом Госдумы РФ, Вы работали в полпредстве по СКФО при А. Хлопонине и занимались, в том числе, казачьими вопросами. Знаю точно, что Вам лично доводилось общаться с атаманами и казаками реестровых обществ Ставропольского края на местах. На моей памяти такая встреча проходила и в Горячеводском станичном казачьем обществе, и на ней обсуждались вопросы, характерные для всего терского казачества. Какие цели ставились Вами в плане работы по казачьему направлению в первую очередь на тот период?
М. М.: — Если объективно подходить с холодной головой, без шашки к тому, что было пять лет назад, можно сказать, что на тот период казачество было очень разрозненно. Очевидно, что в том числе политическое противостояние – хотя, скорее, не противостояние, а конкуренция между различными партиями, которая всегда есть — и те процессы, которые происходили после формирования округа (СКФО – ред.) не могли не отразиться на казачестве. Безусловно, напрямую коснулись казачества и те, иногда не очень чистоплотные методы, которые использовались порой в конкурентной борьбе….
На момент, когда образовалось полпредство, к сожалению, многие личные интересы, интересы различных групп поставили казачество на грань серьезного раскола, и задача — задача государственная, которая стояла в первую очередь — не была связана с чисто формальными подходами, касающимися соблюдения устава, единой формы для Терского войска, следования традициям, в целом позиционирования казаков. Главная цель, которую мы ставили перед собой на тот момент, состояла в том, чтобы найти среди казаков настоящих лидеров, сильных, крепких людей, которые не мелют языком, а реально способны сделать так, чтобы казаки поверили в их силу и работоспособность, могут пробудить в людях желание служить государю и повести их за собой. Вот это и было главным – объединить таких людей и создать единый мощный кулак в виде казачества. То есть именно этот посыл, а не какие-либо другие политические причины определял нашу деятельность. Мы целенаправленно формировали кулак… костяк… как угодно назовите.
Для этого в свое время сформировался Совет по делам казачества, и мы действительно шли очень долго и, по сути, на ощупь по вот этой дороге. Надо было понять, насколько сегодня сильные люди могут действительно объединить вокруг себя таких же сильных людей. Способны ли казачьи лидеры увлечь за собой молодежь, чтобы молодые люди увидели смысл в казачьей общине, поверили в то, что их судьбы на всю жизнь будут сплетены с казачеством – особыми традициями, культурой… Есть ли реально в рядах те, которые могут зажечь окружающих идеей, заразить верой, что родовые связи, культурные, исторические – это самое главное и нужное, дать молодежи возможность участвовать в различных процессах, в том числе и политических, которые открывали бы дорогу и давали бы перспективы.
Т. М.: — Учитывая особенности, которые у всех казаков на слуху, наверняка это была сложная задача – найти среди тех, кто всегда жестко и верно рассуждает, лидеров, которые реально способны и работать, и вести за собой… Надо же знать данную категорию россиян. Америку не открою, если скажу, что казаки всегда были несколько, скажем так, неудобны и ершисты, потому что ставили перед властью ряд острых вопросов. Это же так?
М. М.: — Конечно же, мы с этим столкнулись… с серьезнейшими вопросами (и они были правильные), которые задавались на наших встречах с казаками. И откровенно скажу, что порою мы не знали на них ответов. Когда люди — в совершенно справедливых, наверное, требованиях — говорили о том, что казачество без земли, что у казачества нет возможности сегодня действовать в рамках того закона о казачестве, который был принят еще в середине девяностых годов (и вообще, насколько этот закон работает сегодня, как он отражается на жизни казачества), — это были правильные и больные вопросы. Казаков и тогда волновали темы, связанные с государственной службой, возможностью участвовать не только в культурных, общественно политических мероприятиях, но и в реальной защите граждан, границ… Казачьи вопросы — это огромный пласт, они и сейчас актуальны, и некоторые из них до сих пор не получили должных ответов. Ответов, которые заключаются не в словах, а в проведении колоссальнейшей работы…
Помимо этого, вы поймите, порой мы сталкивались с непониманием или же абсолютно со спекулятивными темами. Скажу откровенно, хотя не буду называть регионы в СКФО, где отдельные казаки требовали землю — а для казака земля – это главное, — и при этом следовала самая веская аргументация… Люди были предельно убедительны, и мы по такой, скажем, вере в справедливость включались в процесс. На основе законодательства гражданам выделялась земля, но потом она не использовалась должным образом. Были случаи и нецелевого использования, и сдачи в субаренду. И это разочаровывало. Но там, где мы видели, что есть действительно не просто желание, а умение, знания и подходы государственные к разрешению многих вопросов, там, конечно же, люди получали максимальную господдержку. Мы же говорим «полпредство», подразумеваем государство, безусловно…
Т. М.: — Спустя пять лет сдвиги есть, и этого невозможно не заметить. Понятно, что в этом есть и частица Вашего труда. Но как именно Вы охарактеризуете то, что уже сделано?
М. М.: — В целом системный подход позволил поднять казачество до такого уровня, чтобы с ним считались, уважали. Казаки сегодня принимают активное участие в политической деятельности. Правда, не обладая по закону возможностью формировать политическую партию, но, тем не менее, мы видим, что сегодня казачество, например в Пятигорске, активно, успешно, достойно трудится в городской Думе. В этой связи стоит упомянуть депутатов Тимофея Вячеславовича Деревянко, Владимира Алексеевича Савченко и Валерия Ивановича Поматова. У казаков есть очень серьезный шанс представлять свои интересы в краевой Думе. И, конечно же, главное, что на сегодняшний день казачество уже является примером в основоопределяющем — семьи, домостроя. Это очень важно, потому что мы не можем терять буквально все поколение, как это было в середине девяностых, когда целый пласт молодых людей оказался без идеологии, без понимания, что происходит в стране, при полном бардаке — извините за непарламентское выражение — и ощущении вседозволенности, когда волю путают со свободой. Свобода – это как брызги шампанского, воля – это когда бунт на зоне, зеки поднимаются и вырываются. Так вот с пониманием, что такое истинная свобода, с пониманием того, что казачество является оплотом домостроя, семьи и примером для всего Северного Кавказа, несоизмеримо поднялась значимость всего казачьего движения.
Хотя… по большому счету, не все гладко. Казачество разрозненно все еще, все равно есть общественные организации, которые ведут свою собственную политику — в кавычках политику, — которые не признают реестр, и что делать с ними? Это вопрос очень серьезный. Серьезный, потому что нельзя полностью взять и отрезать и этот пласт в том числе, нельзя полностью сказать, что все общественные, те же нереестровые казаки настроены оппозиционно или, скажем так, агрессивно по отношению к государству либо по отношению к остальному казачеству. Там тоже есть люди со своим пониманием вопроса… Но я считаю, что главная задача – это прямая поддержка, крепкое плечо, рука, протянутая именно реестровому казачеству, потому что эти люди уже осознали, насколько их жизнь тесно связана именно с государством и решением государственных задач.
Т. М.: — Исходя из простой логики, нельзя с Вами не согласиться… Но как быть с иной категорией? Ведь именно там нет достигнутого в реестре единства. К примеру, знаем, что когда Вы работали в полпредстве и искали активных людей, выстраивали внятную, единую систему, Вам ставили палки в колеса. Напомним про гневные письма в адрес Президента РФ с критикой политики Хлопонина, про попытки дискредитировать людей, которые работают здесь, в Пятигорске. Знаем и тех людей, которые пытались задурить голову и Хлопонину, и Вам в том числе, увести в сторону, настроить против всех. Самое противное, что говорят такие доброхоты очень красиво и правильно, но на деле это же оскал разрушителей. Спустя годы, конечно, становится ясно как белый день, кто, чего хотел и хочет, но ведь время-то идет, оно упущено… Как вы относитесь к таким ситуациям, сколько времени и сил приходится тратить, чтобы понять, чего люди хотят на самом деле?
М. М.: – Отделять зерна от плевел — процесс нескончаемый, потому что всегда будут появляться провокаторы, политические спекулянты и те, кто будет бить себя кулаком в грудь и кричать «я истинный казак», либо пытаться решать свои меркантильные вопросы. Будут появляться и те, кто станет пытаться захватить власть в казачестве. Лично мне разгребать подобные авгиевы конюшни приходилось в активном режиме два года… Но, слава Богу, сейчас эта работа систематизирована и полностью контролируется государством. К слову, этот контроль не означает насаждения каких-то принципов или, скажем, насильного привлечения каких-то активных людей в казачество, потому что казаки самодостаточны… Кстати, чего на самом деле удалось добиться, это доказать самим казакам, что они самодостаточные, у них есть собственные силы и они сами могут выбирать и определять людей, на которых можно положиться.
А еще, несмотря ни на что, наверное, что уже сделано на сегодняшний день и чем можно гордиться — это создание единой плоти, единого понимания, что реестровое казачество представляет не угрозу, а силу, с которой нужно считаться. Что в казачестве находятся люди, которые любят свою землю, умеют на ней трудиться (самое главное, знают как!). И, кстати, пример горячеводский – самый яркий и показательный. То, что делали на протяжении долгих лет и делают сегодня атаман ГКО и его самые надежные соратники – почетный атаман ГКО Деревянко и генеральный директор ЗАО «ТКР» Савченко, – это пример для казачества не только на КМВ и на Ставрополье, а для всего СКФО… В конце концов, это ведь не только сугубо их личное дело. Они, что, для себя так стараются? Вы знаете, некоторые люди при одном только упоминании Горячеводской общины говорят, если бы не такие личности в руководстве, мы бы тут в грязи влачили существование…
Т. М.: — Это Вы как управленец, политик и человек, который ценит дела, а не слова, замечаете, а вместе с Вами и люди, которые не ведают зависти и умеют радоваться за других…. А ведь не секрет, что вокруг есть и такие, кто просто задыхается от ненависти, когда у кого-то что-то получается…. Они же не видят сам труд, не понимают, каких титанических усилий все сделанное стоит. Они видят результат и думают мелочно и меркантильно: «Однако богато, и мы хотим кусок урвать»….
М. М.: — Достоинство казака заключается в том — если уж говорить о таких сильных людях, как те, что стоят во главе ГКО, — что они на грязь не станут отвечать грязью. Будут продолжать делать достойно начатое и развиваться. И этим самым они ставят остальных вне закона, потому что сказать им нечего. Именно такие люди реально понимают, что здесь происходит, никуда не собираются с нашей земли уезжать, у них нет активов за границей и офшоров, и все, что они делают — и для себя… почему нет?… и для детей, для семей, для родных, близких, друзей, всего края. ГКО — это визитная карточка. В том числе это визитная карточка края.
Возвращаясь же к Горячеводску, скажу. Когда ты приезжаешь сюда и видишь все здесь созданное, тогда понимаешь, что значит при разных центрах казачьих и одном объединенном реальная работа конкретных людей на местах. Самостоятельная, ежедневная кропотливая работа, к примеру, таких казаков, как Тимофей Деревянко, который стоял у истоков возрождения казачества в станице Горячеводской, внес свой вклад в развитие и теперь занимается делами общины в роли почетного атамана и депутата гордумы… Здесь созданы все условия и для детей (и не только, кстати, казачьих), великолепно построена работа образовательная в уникальной казачьей школе № 19 во главе с директором Мариной Филь. Есть крепкое, мощнейшее собственное дело, которым напрямую занимается Владимир Савченко. И главное, все это создано с нуля, своими силами… Это и есть реальный результат — и результат, кстати, учитывая громадье планов и работоспособность, промежуточный, — а вся эта политическая шелуха и около нее все равно ничего не сможет сделать, она отсеивается, потому что люди видят реально, вокруг кого надо объединяться. Не вокруг того, кто сегодня орет на улицах, а того, кто имеет свое дело, перестал хвастаться бесконечно своей формой, надевая то так, то так папаху набекрень и наклеивая непонятные нашивки. Это люди, которые гордятся своей формой, понимают, как ее носить, понимают как себя вести в обществе. Люди, с которыми не стыдно сегодня пойти в разведку. Простые вещи, казалось бы, но они и сложные. Потому что каждый человек, особенно казак, чувствует себя личностью, и важно было эти личности не растворить в общей шелухе.
По большому счету, только личные качества определяют жизнь, поступки настоящего казака. Я знаю многих казаков, которые добровольно, по своим убеждениям уезжали на Донбасс и возвращались сюда, а кто-то не возвращался, к сожалению… И всегда это были люди достойные, это не была банда махновцев, которая, напившись самогона, носилась бы с автоматами и расстреливала всех на своем пути. Это люди государственные с точки зрения понимания, что такое Россия.
Т. М.: — Хотя там провокаторы были, которые пытались раскачать ситуацию. Они там нагайками получали дай Бог…
М. М.: — Да, провокаторы были. Но можно сколько угодно задействовать наши спецслужбы, чтобы они там отлавливали провокаторов, применяли к ним различные механизмы в рамках закона, но, поверьте, у казаков есть своя сила и свои способы влияния. И я знаю, что многие конфликтные ситуации, когда не пойми кто, не понятно, с каких регионов, приезжали, надевали на себя казачью форму, пьяные, небритые, и говорили «мы казаки, мы здесь, на Донбассе, порядок наведем», казаки сами же разрешали и пресекали. Ведь такая вольница — это опасно. С точки зрения разрушения государства, потому что появление любого рода вот таких разрозненных бандитских, мародерских элементов ведет к дискредитации, в том числе России.
Т. М.: — Вы уже упомянули больной и скользкий вопрос казачьей земли… Тут же все время говорят, не выделяется, дескать. Но ведь в девяностых ее было полно у казаков. Другой вопрос, где ж она теперь? К примеру, коли Вы, я так понимаю, ставите в пример Горячеводск, у ГКО она вот она… искать с фонарем не надо…. Но у других. Казаки то спрашивают, «куда дели», то говорят «дайте»…
М. М.: — Ладно, вопрос, куда вы дели землю, понятен и ответ ясен. Но сейчас… К нам же шли и идут и говорят «дайте». Нам рассказывают сказки, что завтра здесь будут роскошные пруды, где мы будем разводить рыбу. Там станут летать утки в диком количестве, а по берегам носиться табуны лошадей. Убеждают: «Мы тут же будем устраивать казачьи игры, а вот тут построим фермерское предприятие, которое будет продавать продукцию на всю Россию»… Хорошо, говорим мы… берите… а потом выясняется, что по клочкам эта земля распродается… Знаете, что я на это скажу? Ребята, до свидания! До свидания! Помимо того что это непорядочно просто — а для казака честь и достоинство одни из самых главных качеств, — во вторых это еще и криминал в чистом виде. А там, где криминал, нет нормальной жизни ни у одной казачьей семьи, это же понятно. Мое мнение, что люди, которые надевают форму, должны быть ее во всем достойны. Во всем.
Т. М.: – Понятно… Возвращаюсь вновь к минувшему периоду. Ну, допустим, лидеров Вы нашли и костяк уже есть. А как же быть с конкретными обещаниями? Не Вы их давали, это точно. Но Вы же знаете, как и кто это делал. Например, пять лет назад муссировалась тема строительства казачьего лицея в Кисловодске. Время прошло, а ничего такого нет… Выходит, забыли…
М. М.: — Кстати, я и тогда говорил прямо, что такие вещи очень похожи на популизм в чистом виде. Что касается самых разных вопросов, связанных с казачьим лицеем, с казачьими образовательными центрами, то говоря о каком-либо решении, тем более здесь – на Северном Кавказе,- нельзя обещать то, чего ты не можешь выполнить. Слово не воробей. Когда отдельные популисты говорят, что завтра мы здесь откроем десять кадетских корпусов, сделаем еще пять лицеев, верить нельзя. Потому что это вопросы системные и невозможно их решение, скажем, без участия Минобразования.
Т. М.:- Тем более сейчас, когда в стране кризис?
М. М.: — Я бы даже не стал делать акцента на кризисе. Дело в том, что есть определенные позиции, и эти позиции надо пробивать. Потому что… скажем сопротивление — такое… мягкое сопротивление, — Министерства образования несет в себе очень глубинные процессы и это связано не только с казачеством, это связано с целой системой образования в нашей стране и с теми законами, которые мы принимаем, и главное – с реализацией этих законов на местах. И нельзя одной рукой стоить, а другой одновременно ломать. Либо ты понимаешь, что такое государственная политика и какой уровень поддержки должен быть у людей, которые сегодня стоят на службе государевой, и тогда ты помогаешь или по крайней мере делаешь все, чтобы реализовать те программы, которые так или иначе сегодня на слуху в казачестве, либо ты просто отойди в сторону и говори, что ты ничего не можешь сделать… Таких людей мало, которые готовы признавать свои ошибки, но их надо признавать.
Т. М.: — Повторюсь, что мы Вас знаем как человека, очень хорошо разбирающегося в казачьих вопросах и от их решения не отстраняющегося, ведь и теперь Ваша деятельность в Госдуме напрямую связана с общественными объединениями. При этом Вы как рыба в воде в темах, касающихся безопасности – и не только потому что занимались этим направлением как журналист- международник, которому лично довелось участвовать в миссиях по освобождению заложников и даже общаться с полевыми командирами… Для Вас Северный Кавказ – открытая книга, и Вы четко понимаете, что и как обстоит в этом сложном регионе, чего делать можно, а чего нельзя. Так вот, какова роль казаков в нашем северокавказском доме? Что делать, чего опасаться, на что обратить внимание? Поделитесь видением политика, журналиста…
НА СНИМКЕ: «обычное» редакционное задание военкора международника Маркелова.
М. М.: — Казачество своей уникальной и очень богатой историей всегда на Северном Кавказе, особенно на КМВ, представляло очень серьезную реальную силу. Оно во все времена служило серьезной буферной зоной между враждующими сторонами — если брать историю, — и этот фактор объединял не только самих казаков, он объединял многие народы, которые проживают на территории Северного Кавказа. И главенствующая, просто колоссальная роль казаков- в формировании элит, если хотите, в формировании национального самосознания.
Я подчеркиваю, что у казаков свой путь, но этот путь неотделим от страны, неотделим от России. Ведь вы поймите, на данный момент самое главное не дать усомниться, что нас можно расколоть. Когда мы произносим громкие слова, говоря, что Россия сейчас находится в изоляции, о санкциях, надо понимать, что глубинные последствия всего этого чрезвычайно очевидны.
Я приведу простые примеры… с земли. Когда закончился тот избирательный цикл — от 11 года, мы, подводя итог, говорили об использовании различных технологий. Против нас ведутся гибридные войны, как их еще называют. Но это не только гибридные, информационные войны. Вспомните тот период. Первые фактор, который запустили со стороны различных спецслужб Запада — это социальная рознь. Социальная рознь — это что такое? Это выплеснувшаяся на улицы неуправляема толпа, которая просто кричит «долой!», начинает провоцировать, использовать технологии майдана. У нас ведь такие попытки были. И тогда не получилось. В том числе и потому, что власть повела себя адекватно и жестко, и надо было так себя вести. Не получилось еще и потому, что были вовремя приняты соответствующие законы Государственной Думой. И потому, что люди почувствовали опасность и объединились.
Вторая тема была религиозная, и она была очень серьезная. Я приведу пример – в Москве в Храме Христа Спасителя появление группы «пусси райт», которая осквернила Храм своим вандализмом. Это же была не просто выходка шпаны какой-то, это была попытка технологически попробовать расшатать межконфессиональный мир.
Мне довелось встречаться с адвокатами этих… не буду гадкие выражения употреблять… ненормальных девочек… И я их спрашивал, а что было бы, попробуй их подзащитные приехать на Северный Кавказ и прийти, например, в какой-нибудь Храм станицы Горячеводской. Что бы с ними тогда было? Да, это жесткая ситуация, но смогли бы они что-то подобное сделать? Мне отвечали, «а мы не знаем»…. Так вот не смогли бы, говорил я им… и знаете, почему? А вы знаете, что такое Горячеводск… Мне отвечали «нет»… «Горячеводск – это казачья земля… Вам что-то продолжать?». Как они реагировали? «Но…может это и так, но поймите, это же… самовыражение»… Слушайте, вседозволенность и самовыражение — разные вещи! В общем, и эту историю мы пережили. И вновь, слава Богу, и в этом направлении раскачать наше общество не получилось. Точка.
Но есть еще третий, самый опасный момент, который остался. Следующее — это межнациональная рознь. Именно поэтому сегодня я говорю, что роль казачества возрастает, потому что казаки своим примером, и в том числе толерантным –хотя «толерантность» не наше слово, уместнее говорить о взаимоуважении — отношением к представителям других национальностей, и в том числе своим отношением к своей Вере (когда ты достойно относишься с собственной вере, ты так же достойно будешь относиться к другой вере и другим конфессиям) показывают другим, как надо поступать и что делать. Взаимоуважение – это важно. Важно показывать пример, неся свет и добро… Но добро должно быть с кулаками. Именно поэтому всегда казаки были буфером между представителями разных национальностей. Это же тоже добро с кулаками…Сегодня вот эта роль… не скажу, что уже вернулась, она постепенно возвращается к казачеству, в том числе и терскому. И возвращаясь все равно к горячеводской земле … Здесь, на горячеводской земле, это проявляется в полной мере. Как следствие – порядок, низкий уровень преступности. Горячеводские казаки — это уважение к другим и это уважение к себе.
Т. М.: – Кстати, не могу не спросить, коли Вы упомянули неких безумных дамочек… Понятно, что есть позиция правозащиты мирового масштаба, всякие псевдоинтеллигенты, которые вечно поднимают вой о свободах, когда это вообще неуместно… Но если говорить о Вашем личном отношении… к примеру, если вспомнить, как наши казаки обходили нагайками «пуси райт» в Сочи, что бы Вы сказали не как политик, напрямую занимающийся законотворчеством, а как человек?
М. М.: — Как человек я бы сказал «ну и правильно». Как человек я скажу, что за каждый проступок всякий должен нести ответственность. Да, это, конечно, некорректно, поскольку я все-таки за юридические должен ратовать механизмы, но иногда и по заднице дать надо.
Т. М.: — Можно понимать, что это всех должно касаться, кто посягнет… Хотя оставлю провокационные вопросы и вернусь к казачеству на Северном Кавказе…
М. М.: – Тема, на самом деле, очень важная… Ведь смотрите, что сейчас происходит, что особенно актуально для других национальностей на Северном Кавказе — это то, как поведет себя казачество… Представители самых разных конфессий, национальных общин очень внимательно смотрят, как и что делает сегодня казачество, в том числе и на Кавказских Минеральных Водах. Потому что здесь такой клубок, переплетение геополитических интересов разных стран.
Вы знаете, мы же всегда любим всякие примеры и из истории, и из других областей. Самый показательный пример — со старым веником, который нельзя переломить целым, а по одной веточке можно… Да, на сегодняшний день нас сломать не получилось, хотя – и об этом уже можно говорить — попытки были многократные, каждый день что-то происходило, и нам в ручном режиме приходилось справляться с конфликтными ситуациями. Чем я до сих пор горжусь… тем, что мы справились, раскачать ситуацию не дали и что имеем, сохранили. Это же и была первая, важнейшая задача – сохранить, что имеем. Дальше — продумать путь… вместе объединиться. А третье – это развитие. Это самый главный и самый, наверное, тяжелый этап, потому что стоять на одном месте нельзя. И необходимо искать новые подходы и внимательно анализировать закон о казачестве с точки зрения привлечения все таки казаков на государственную службу. Вовлечения во все процессы, связанные с развитием страны. Потому что, если мы будем сидеть и говорить о том, что казачество это оплот, ну сами казаки устанут от этого. Что они скажут? «Ну да, мы — оплот, мы знаем… видите, все нормально… люди не валяются пьяными в лужах, являются интеллектуально развитыми, мы подкованные, грамотные, у нас великолепные семьи. Но… Дальше давайте двигаться, развивать»…
НА СНИМКЕ: Эта работа значительно расширяет круг общения.
Т. М.: — Кстати, о развитии, о будущем. Будучи на Всемирном конгрессе казаков в Новочеркасске, неоднократно слышала с трибун высказывания, что вносить изменения в Закон о казачестве необходимо. Кто-то, правда, вообще говорит, что надо принимать новые законы, хотя слышала, что такая постановка вопроса немного неправомерна юридически. Какую строку Вы бы лично внесли?
М. М.: — Я бы не стал сейчас разбрасываться строками, то есть «новеллами», если говорить юридическим языком. Но я считаю, одна из основных новелл, которая должна быть: это четкие формулировки, поэтапно, по пунктам прописанные моменты, касающиеся государственной службы. То есть внутри закона должны быть заложены если не преференции, преференции — вещь опасная (особенно на Северном Кавказе при таком сплетении народов) возникновением вопросов, «почему одним дают, а нам нет». Но как пример, там безусловно должны быть заложены основы возможности и экономической деятельности в том числе. И земельные вопросы… они должны быть проговорены. Для этого потребуется титанические усилия, титанический труд.
Т. М.: – Надеюсь, все это понимают… А теперь давайте поговорим о Вашем отношении к запрету на партийную деятельность… хотя ведь есть же пресловутая КаПРФ…
М. М.: – Многие, кстати, очень сильно критиковали… не могу об этом не сказать… закон, запрещающий казакам создавать партии… Обижены были: «ну как же, мы хотели свою партию, структуру и т. д.». Но тут такое дело: для людей, которые носят форму, все иначе. У нас же нет партии военных, нет партии милиционеров, МЧС… Мое мнение, что на сегодняшний день тот формат, в котором существует казачество, и так уже во многом определяет политические векторы, особенно здесь, на Северном Кавказе. Этим надо просто правильно, умело, грамотно и законно пользоваться. Тем более что сейчас для казаков делается больше, чем, скажем, лет так семь-пять назад. И здесь нельзя не отметить роль Александра Дмитриевича Беглова, который когда-то подхватил и гордо понес казачье знамя и сейчас, работая в качестве полпреда в ЦФО, продолжает заниматься всеми вопросами, всей душой и всем сердцем болея за казачество…
Штрихи к портрету коллеги — журналиста
За время работы на телевидении в качестве репортера Михаил Маркелов побывал во многих «горячих» точках страны и мира: Абхазии, Афганистане, Израиле, Ираке, Иране, Нагорном Карабахе, Колумбии, Крыму, Северном Курдистане, Северной и Южной Осетии, Палестине, Приднестровье, Сомали, Таджикистане, Чечне, Югославии. Его фильм «Сомали: Возвращение в затерянный мир» был удостоен высшей награды крупнейшей мировой телекомпании ABC. При подготовке телепередач и проведении журналистских расследований он нередко проявлял личное мужество, выдержку, твердую гражданскую позицию. Так, неоднократно, рискуя жизнью, проникал в лагеря чеченских террористов Ш.Басаева, С.Радуева, А.Закаева. Находясь на съемках очередного выпуска программы «Совершенно секретно» в Афганистане, Маркелов М. две недели прожил на базе Ахмада Шаха Масуда. Во время трагических событий в Беслане он оказывал содействие в работе оперативного штаба, а также помогал медикам и сотрудникам спецподразделений МВД и ФСБ выводить раненых и детей из захваченной террористами школы. В Чечне активно участвовал в спецмероприятиях совместно с отрядом по борьбе с терроризмом ФСБ России.
В остальном… должен быть общий механизм. Необходимо сейчас и в краевой, в том числе, Думе поднимать роль комитета по делам казачества. Этот комитет должен обладать функцией структуры, где собираются представители казачества и обсуждают вопросы по бюджету, по преференциям, здесь должна формулироваться идеология развития казачества и предлагаться конкретные программы. Если есть программа, уверен, всегда найдется возможность привлечения как бюджетных, так и внебюджетных средств. Вот именно так, лишь при наличии программы развития казачества в Ставропольском крае – а я пока на сегодняшний день о такой только краем уха слышал, но все до сих пор эфемерно — будет возможно говорить о более масштабных вещах, связанных с федеральными целевыми программами, участии в таких программах.
Т. М.: – Ну вот, кажется, мы добрались до функций депутата самого высочайшего статуса в нашей стране. Может быть, поделитесь хотя бы одним конкретным вопросом, который Вас как депутата занимает на сегодняшний день… Опять же прошу Вас ответить именно применительно к нашей целевой аудитории – казакам….
М. М.: – Хотя бы один? Сложно, конечно, потому что вопросов много, и знаете, большинством приходится заниматься в ручном режиме. Но есть сугубо частные, а есть общие, системные вопросы. К примеру, у нас много казаков строителей. А строительный сектор сейчас очень серьезно страдает. Есть, например, в Ессентуках ребята, которые активно занимаются… вернее, занимались строительством. Почему говорю «занимались», потому что законы сегодня таким образом устроены и ситуация такова, что, скажем, то же кредитование ставит на грань выживания эти компании. А некоторые процессы, в том числе и выделения земли под строительство… такое добротное, качественное (а за качество должен отвечать застройщик), вызывают сомнения. Не везде, но в отдельных городах КМВ вызывают сомнения, потому что преференции получают зачастую те, кто подмазал, кто откатил, кто в прекрасных отношениях с людьми, которые решают конкретные вопросы. А ведь такое положение дел — это момент и коррупционный с одной стороны, и непрофессиональный… Но при этом, я подчеркиваю, и банковская политика жесткая. И это касается не только казачества… всех.
Но ведь мы должны понимать, что если у человека, компании есть хорошая кредитная история, таковым надо без всяких сомнений и жестких условий помогать. Я знаю казаков — фамилии не буду называть, — которые занимаются вопросами строительства по пятнадцать-двадцать лет. Они сейчас попали в вилку, в капкан, и их продолжает, выражаясь непарламентским языком, плющить. Их терзают проверками, давят, от них требуют откаты. А ведь эти люди ничего не просят, они не ходят и не говорят «дайте нам деньги из бюджета… дайте, дайте»… Все, чего они хотят — это спокойно и, как всегда, качественно заниматься своим делом. На мой взгляд, да и со мной все согласятся, именно с такими профессионалами необходимо выстраивать отношения системно и надолго, им надо предоставить возможность брать кредиты не на драконовских условиях, давать возможность строить на законных площадках, не губя инфраструктурой ни города, ни региона в целом. Особенно здесь, на КМВ… когда регион живет курортами… по крайней мере, жил… Так вот, надо с такими людьми плотно работать и давать им возможность заниматься своим делом. А если у них такой возможности нет, это прямой путь в никуда. Ведь какой подобного рода люди задают вопрос? «Когда я появляюсь на параде, мне кричат «любо», а когда дело доходит до того, чтобы мне просто создать условия – подчеркиваю, не дать что-то, а создать условия для ведения дела — мне не просто их не создают, мне мешают»… Кстати, вот это и моя задача, в том числе как депутата, пусть в ручном режиме, пусть задействуя все законные механизмы, добиваться, чтобы люди, которые работают на земле, здесь получали реальную возможность свое дело развивать.
Т. М.: – Искренне желаем Вам в этом удачи, тем боле что казак при крепком своем деле – это важно. И рабочие места, и крепко стоящие на ногах семьи, и в конечном итоге те же безопасность и стабильность. Все ведь взаимосвязано. А теперь вернемся к ситуации в терском казачестве. В то время, когда Вы работали в полпредстве, у терского реестрового казачества был один атаман — Бондарев… Нравился он нам, не нравился – вопрос другой, но он был. Было единоначалие. Предсказуемость. А что мы видим за последние два года? Сменились три атамана. Один из них – Клименко — погорел на экономических вопросах, к примеру, другой – Пилипенко — вообще не смог никак проявить себя на атаманском посту… Мы гремели на всю страну из-за полного разлада, раскола и сплошных подковерных игр. Если уж быть честными до конца, они до сих пор продолжаются. Теперь вот – а это нельзя не заметить — копают и под действующего атамана ТВКО Журавского… Казалось бы, оставьте человека в покое, дайте поработать, развернуться, показать себя, но нет… Можете озвучить Ваше отношение к такому положению вещей ?
М. М.: — Мое отношение простое: должны быть единоначалие и опора атамана войска на атаманов обществ в составе структуры ТВКО. Без этого никуда. Если, извините меня, в армии начинают копать под генерала внутри… это трибунал, понимаете? Что это такое? Это сразу из войск пошел вон, погоны с плеч и до свидания. Здесь должен быть такой же порядок. Любые подковерные игры приводят в никуда. В конце концов сейчас у власти человек, которого утвердил Президент России, был Круг… К чему начинать процесс разрушения снова, ведь Круг решил и это решение неоспоримо. И сегодня спекулировать на теме Журавский «хороший» или «плохой»… Знаете, сначала что-нибудь сделайте для казачества хорошее, понятноее, а потом пытайтесь атамана с грязью смешивать. Вы сейчас упомянули в связи с коммерческими интересами Клименко. Но то, что он пытался сделать, было настолько явно непродуманно, что, конечно же, не могло не вызвать вопросов. Всегда во всем должен быть кредит доверия. Вот Журавский кредит доверия не исчерпал. Он приступил к работе, и ему надо сейчас помогать во всем.
Т. М.: – То есть была бы возможность, Вы бы сказали казакам….
М. М.: — Вообще, если уж вы на службе государевой, то следуйте этой линии. Пожалуйста: есть атаман, войско, четкая и понятная иерархическая система подчинения, служите и доверяйте, остальное все от лукавого. Подчеркиваю, сегодня нет никаких поводов, чтобы Журавского ставить вне закона. Точка. Остального не должно быть. Те, кто остальные, уходите… но не позорьте казачество. Потому что, чем больше подковерных игр, тем больше идет дискредитация не Журавского, а всего казачества в целом.
Самое важное, если такие попытки предпринимаются, их надо пресекать. И люди, которые делают нечто подобное, поступают совершенно преднамеренно. Ведь дело даже не в стремлении захватить власть в ТВКО, не в цели внести раскол. Это большая политика. Все делается для того, чтобы раскачать ситуацию на Северном Кавказе.
Т. М.: – Значит, не только нам это кажется… А нас обвиняют в паранойе, когда мы говорим, пишем, что прекрасно видим, какие именно цели преследуются критиканами и горлопанами, что прямолинейные и правдолюбивые должны быть осторожны, потому что их потенциал может быть в темную использован силами, цели которых отнюдь не благо для наших граждан. Хотя… должна же быть и конкуренция?
М. М.: – Да, должен быть хороший, здоровый состязательный дух. Да, должна быть конкуренция за право считать себя лучшими среди лучших. И в этом я вижу не какое-то противопоставление, скажем, кубанского и терского казачества. Стремиться к тому, чтобы быть лидерами, работая с государством – это правильно. И я уверен, что с такими простыми, но прочными посылами, которые есть у казачества терского, особенно на территории Кавмивнод, у войска есть шанс стать лучшим в стране. Но при этом надо понимать, что есть такие вещи, которые способны разрушить хрупкий мир на Северном Кавказе… Хотя почему хрупкий? Он уже прочный! Но, тем не менее, мы должны с уважением относиться к решениям Президента и мы должны им подчиняться. Мы – я имею в виду казачество….
Т. М.: – То есть есть нестыковки, когда с одной стороны люди бросаются такими словами, как «мы за веру, народ, Отечество», позиционируют себя защитниками Православия и гражданского общества, требуют их вооружить и тут же начинают обсуждать «нужна ли нам дисциплина, если у нас есть вольница?», тут же возникают больные идеи построить какую-то казачью или, допустим, русскую республику. Вы занимались и занимаетесь вопросами безопасности, понимаете, о чем идет речь…
М. М.: — Сразу говорю. У нас есть Конституция РФ, и все, что делается для казачества, делается в рамках Основного Закона. Ребята, если вы считаете, что надо делать русскую республику, еще какую-то республику, вы отнюдь не радеете за русских или за казаков. Вы становитесь вне закона…
Т. М.: — Это 282-я (имеется в виду статья УК РФ – ред.), если я не ошибаюсь?
М. М.: — Да, 282-я. Вы становитесь сепаратистами, это сепаратизм в чистом виде… К примеру, я слышал потрясающие вещи на дебатах… Не буду называть имен, но один из участников дебатов сказал, что Ставропольский край не может считаться краем… и, значит, надо КМВ отделить в отдельный субъект. Так один из ученых мужей, присутствовавших на дебатах, аж подпрыгнул и сказал, что у нас одна Конституция, единая страна. Надо отдавать себе отчет, насколько некоторые вещи опасны. Мы не можем никому позволить расшатывать ситуацию. И задача казачества своим примером, в том числе своей сплоченностью, показать, что мы все граждане одной страны. Сейчас это важно, потому что в условиях, в которых мы оказались, когда есть и Турция, и война на Ближнем Востоке, и Америка, которая не успокоится никак… нам надо быть спокойнее, взвешеннее, увереннее в себе и никоим образом не давать повода никому раскачивать лодку. Наш выбор – законность, порядок. Надежда и опора — казачество, которое всегда, во все времена было гордостью России.
Т. М.: — С вашей точки зрения, казак — это воин?
М. М.: — Казак, с моей точки зрения, — это и воин, и человек с Богом в душе и в сердце. Воинство, Бог, Православие — не ортодоксальное православие, а православие истинное – основа основ. Казак — воин, который в мирное время может так же хорошо заниматься праведными делами, держа в руках не автомат и шашку, а молитвослов и плуг.
Т. М.: — Ну и в завершение нельзя не вспомнить об осенних выборах разных уровней. Очень ведь важный для каждого из нас момент. Во всех информационных источниках Вы упоминаетесь как человек, который, во-первых, за честную игру на равных — только на реальных делах, истинном авторитете, без копроматов и использования различных ресурсов, — а во вторых — за свободу выбора каждого гражданина… Ваша позиция неизменна?
М. М.: — Сейчас идут предварительные голосования. К сожалению, вынужден констатировать, что находятся те, которые используют ситуацию для привлечения на свою сторону всякого рода политических авантюристов — людей, которые как раз и могут расшатать ту лодку, в которой мы все находимся. И тут мы – я имею в виду партию «Единая Россия» — не должны подавать дурной пример другим. Нельзя внутри одной партии между собой вести нечестную борьбу. Я убежден, что ни в коем случае нельзя использовать пресловутый административный ресурс, ни в коем случае нельзя людей насильно гнать на участки, даже преследуя самые благие цели. Нельзя использовать бедных бюджетников для того, чтобы принести кому-либо необходимое количество голосов.
У человека не так много свобод, на которые он претендует как личность. И одна из самых главных — это свобода выбора. Когда на встречах с избирателями, с простыми людьми, казаками часто слышишь «ну, вот… столько было наказов, а депутат то не сделал, се не сделал»… у меня ответ один: «…так вы же за него голосовали, вы с него и спросите». Почему я напрямую общаюсь с людьми, почему прихожу в приемную и сижу там допоздна, разбирая запросы, иду в самые разные сообщества, при этом не заставляя никого являться на встречи, не сгоняя залы? Почему, даже если придут десять, сто, двести человек и это будет самая, как я иногда говорю, «колючая» публика, которая задает жесткие вопросы, на которые я даже не знаю ответов, я все равно встречаюсь с людьми? Потому что люди должны глаза в глаза смотреть потенциальному депутату и понимать, за кого они отдадут свой голос. Если происходит по-другому, это уже чистой воды химия и фальсификация. Я уж не говорю о том, что любой человек, который сомневается в чем-то, должен понимать, что он отдает свой голос и никакой административный ресурс не может его проконтролировать. Он заходит в кабинку, заполняет бюллетень и бросает его в урну. И все… Другого нет…
Т. М.: — Что бы Вы хотели сказать нашим читателям, ведь вскоре им предстоит вживаться в роль избирателей? Хотя, откровенно говоря, они уже несколько месяцев кряду в центре определенного рода событий…
М. М.: — Я хочу через вашу газету обратить внимание читателей вот на что. Если с людей требуют паспортные данные, персональные данные, если склоняют к голосованию за какого-либо жестко, за счет угроз сокращения зарплат, невыплат премий, увольнений с работы… У меня работает горячая линия, есть телефоны приемных в Ессентуках, в Минеральных Водах… Обращайтесь. Я считаю, что «Единая Россия» должна показать, как надо вести борьбу, не используя административный ресурс. И я считаю, главным результатом будет не «как ты заставил», а что ты сделал реально, чтобы за тобой пошли реальные люди и реально проголосовали. Ну а тем, кто боится, хочу сказать: уважайте свою свободу, храните ее — свободу выбора, не давайте на поругание, а иначе Вы растворитесь как личность. От Вас ничего не останется. Рано или поздно Вам придется спросить с того или иного человека, и если Вас заставили прийти и проголосовать за него, Вы с него ничего не спросите. А если он сам к Вам пришел, тогда и будет спрос. И тогда это правильно. Это в хорошем смысле прямая зависимость кандидата от избирателей. Это то, чего порой не хватает.
Еще раз хочу обратить внимание, на то, что, учитывая сегодняшнее время — такое непростое, жесткое, сложное, — мы не имеем морального права дискредитировать политическую систему страны. Не имеем права подводить Президента России. Кстати, я являюсь фанатом нашего Президента. Не потому что это модно или популярно, а потому, что я понимаю, насколько слаженно в ручном режиме человек сегодня управляет страной… Были многие ситуации, когда в самых критических ситуациях убеждался, как один может горы свернуть. Но ведь и мы не должны спать, мы должны помочь нашему национальному лидеру. Наша помощь Владимиру Путину, наш маленький вклад должен заключаться в том, что мы не должны позволить разрушить то, что создавалось годами, Владимиром Владимировичем в первую очередь и его соратниками. И предстоящие выборы — это большая ответственность. Хочу пожелать вашим читателям: не поддаваться давлению, не бояться, быть честными с самими собой.
Т. М.: — Спасибо Вам за то, что нашли время встретиться и откровенно отвечали даже не на самые удобные вопросы.
М. М.: — Всего доброго.
Беседовала Татьяна Малышева
Для справки:
Маркелов Михаил Юрьевич
родился 5 декабря 1966 г. в г. Москве, где окончил среднюю школу-интернат №14 с преподаванием ряда предметов на китайском языке. Трудовую деятельность начал в 1984 г. токарем 2 разряда на Московском закрытом заводе «Машиноаппрат». В 1984-1986 годах проходил службу в рядах Советской Армии. В 1987 г. поступил на факультет журналистики МГУ. В 2009 г. окончил Академический Международный институт юриспруденции по специальности юрист.
Свою журналистскую деятельность начал в 1989 году корреспондентом радиостанции «Маяк». В 1990 г. стал автором и ведущим телевизионной программы «Взгляд», а с 1991 г. по 1994 г. был автором и корреспондентом телевизионной публицистической программы «Политбюро». С 1994г. по 2003г. специальный корреспондент программы «Совершенно Секретно». Работал под руководством Артема Боровика.
С 2003 года Михаил Маркелов являлся автор и руководитель телевизионной программы «Наша версия под грифом «СЕКРЕТНО».
За время работы на телевидении в качестве репортера Михаил Маркелов побывал во многих «горячих» точках страны и мира: Абхазии, Афганистане, Израиле, Ираке, Иране, Нагорном Карабахе, Колумбии, Крыму, Северном Курдистане, Северной и Южной Осетии, Палестине, Приднестровье, Сомали, Таджикистане, Чечне, Югославии. Его фильм «Сомали: Возвращение в затерянный мир» был удостоен высшей награды крупнейшей мировой телекомпании ABC. При подготовке телепередач и проведении журналистских расследований он нередко проявлял личное мужество, выдержку, твердую гражданскую позицию. Так, неоднократно, рискуя жизнью, проникал в лагеря чеченских террористов Ш.Басаева, С.Радуева, А.Закаева. Находясь на съемках очередного выпуска программы «Совершенно секретно» в Афганистане, Маркелов М. две недели прожил на базе Ахмада Шаха Масуда. Во время трагических событий в Беслане он оказывал содействие в работе оперативного штаба, а также помогал медикам и сотрудникам спецподразделений МВД и ФСБ выводить раненых и детей из захваченной террористами школы. В Чечне активно участвовал в спецмероприятиях совместно с отрядом по борьбе с терроризмом ФСБ России. В 2003 году Маркелов М. был награжден медалью «За взаимодействие с ФСБ РФ».
Став в 2004 году депутатом Государственной Думы Российской Федерации четвертого созыва, Михаил Маркелов прочно занял место в списке принципиальных политиков, отстаивающих интересы человека труда. Являлся членом Комитета Госдумы по безопасности.
За время работы в Государственной Думе Российской Федерации был автором нескольких социальных законопроектов, а также ведущим экспертом по политическим вопросам Северного Кавказа. Награжден Благодарностью Государственной Думы Российской Федерации за работу по совершенствованию законодательства.
С мая 2010 года и по декабрь 2011 года Михаил Маркелов занимал должность начальника департамента по вопросам внутренней политики аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе. Указом Президента РФ Маркелову М.Ю. присвоен чин действительного государственного советника 3-го класса. За время работы в занимаемой должности Маркелов М.Ю. внес значительный вклад в реализацию основных направлений внутренней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации, нормализацию общественно-политической обстановки в северокавказском регионе и восстановление межкультурного диалога между представителями разных национальностей.
Значительную роль в достижении гражданского, межнационального и межрелигиозного согласия играют созданные при участии Маркелова М.Ю. Общественный совет Северо-Кавказского федерального округа, Комиссия Северо-Кавказского федерального округа в составе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, Совет по вопросам местного самоуправления при полномочном представителе Президента Российской Федерации Северо-Кавказского федерального округа, округа.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации Маркеловым М.Ю. были организованы открытие и работа Северо-Кавказских молодежных форумов «Машук-2010» и «Машук-2011» в г.Пятигорске. Впервые за последние годы были созданы молодежные площадки, позволившие преодолеть разобщенность и объединить молодежь Северного Кавказа. Деятельность Маркелова М.Ю. плодотворно влияет на процесс нормализации общественно-политической ситуации, сближения и взаимообогащения культур представителей различных народов, способствует укреплению дружбы, межнационального мира и согласия.
C декабря 2011 года по настоящее время является депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, первым заместителем председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, член фракции «Единая Россия». Является действительным секретарем Межпарламентской Ассамблеи Православия, членом межфракционной группы по защите традиционных христианских ценностей.
Имеет классный чин действительного государственного советника 3-го класса. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (12 июня 2013 года) — за большой вклад в развитие российского парламентаризма и активную законотворческую деятельность, медалью «За взаимодействие с ФСБ РФ», медалью «За возвращение Крыма», медалью президента Южной Осетии «За принуждению к миру Грузии». Имеет благодарность Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкина за значительный вклад в развитие законодательства и парламентаризма в Российской Федерации.
Женат, имеет двух сыновей и дочь.
фото:Татьяна Малышева,
life.ru
Архив М. Маркелова