Казаки сильны корнями

 

Иванов, родства не помнящих, на Руси не уважали издревле. А на Кавказе тем паче. Но как же мало россияне знают о своих предках! Войны, революции, переселения на комсомольские стройки да целинные земли сделали свое дело. Что уж говорить о казаках, дедов-прадедов которых истребляли, не признавали, отнимали у них имущество, — где их потомкам истину найти?

Хорунжий Константин Шестериков (1974 г.р.) — казак ГКО, командир взвода первой сотни — признается: «Есть еще за речкой Дешпиты. Моя бабушка всех их знала. Я как фамилию услышу, понимаю — родня. Но кем приходятся, сказать не могу. А ведь даже на войну все Дешпиты отсюда призывались, из Горячеводска…» В подтверждение сказанного не грех вспомнить и стихотворение пятигорского поэта Александра Мосинцева «Васька Дешпит». Есть в нем такие строки: «Исстари славился Дешпитов род, Не упрекнешь казаков в слюнтяйстве. Храбро сражались и на испод Вывернуть душу умели в хозяйстве»… Уж не про родню ли Константина речь? Бабушка из рода Дешпитов ушла из жизни, когда Костя еще пацаном был. Да и дядьки Владимира уже нет на свете. У кого расспросишь? В то же время известно нашему казаку про предков столько, что многие в Горячеводске позавидуют. Тот же дядя, собиравший сведения по крупицам у старших, спешил передать их племяннику. Самому Константину Шестерикову оставалось те воспоминания копить вместе со старыми семейными фотографиями да пополнять информацией из архивов.
Первый Дешпит из пришедших на Кавказ в 1825 году казаков второго Волгского полка звался Лазарем. Те казаки и возводили станицу Горячеводскую. В наши дни горячеводцы привезли из Владикавказа документальные свидетельства того, как потомки Лазаря Дешпита собирали деньги на восстановление храма в станице. У Лазаря родился сын, нареченный Гаврилой, проживший более ста (!) лет. Сохранилось фото, где Гаврила Лазаревич (1817-1927) запечатлен со своей второй семьей и сыном от первого брака Павлом (1873-1918). А в рукописи «История Горячеводска» есть упоминания про то, как столетний казак Гаврила Дешпит прибыл на торжества по случаю юбилея станицы верхом на лошади! Дочка его сына Павла Гавриловича Прасковья и есть та самая бабушка Константина (1915-1983). Вот и другое фото — отец, старшая сестра Надежда (няня по-казачьи) и старший брат Прасковьи Федор, погибший в сражениях Великой Отечественной. На следующей фотографии — она сама с мужем. Сохранилась и пожелтевшая вырезка из довоенной газеты, где рассказывается, как всадница Прасковья Дешпит открывала сезон на пятигорском ипподроме. А вот Прасковья Павловна уже в составе горячеводского партизанского отряда «Василий». Одна из боевых наград этой героической женщины — «За оборону Кавказа». Полную информацию об отряде можно найти в Горячеводском казачьем музее.
И еще одна фотография — Антон Дмитриевич Самойленко — родной дед Владимира Шестерикова, Костиного отца, с женой Лизой. Самойленко прибыли в наши места со второй волной переселенцев, лет на 30 позже Дешпитов. Они — из запорожских казаков. Дочь Антона Самойленко Вера Антоновна, бабушка Константина по отцовской линии, умерла в прошлом году. Она из семьи расказаченных и выселенных за пределы малой родины горячеводцев. Возвращались на Кавказ тяжело. «Деда знаю, а кто раньше был, уже сказать не могу», — не скрывает горечи казак ГКО Шестериков.
Родной дедушка Константина Владимир Шестериков залечивал в пятигорском санатории раны Второй мировой. Здесь он и познакомился, а затем женился на Вере Антоновне Самойленко. Жили Шестериковы в поселке Горячеводском на улице Эльбрусской. А семья Костиной мамы Людмилы Ивановны, Дешпиты, неподалеку — через одну улицу — на Лысенковской. Так и познакомились. Владимир Владимирович Шестериков, окончив погранучилище в Алма-Ате, увез молодую жену на границу с Китаем, на Дальний Восток.
В Дальнереченске, городе на реке Уссури, и появился на свет герой нашего повествования. Лето он и его брат Володя традиционно проводили в Горячеводске — у бабушек-дедушек. Когда отец поступил в военную академию в Москве, сыновья вообще жили и ходили в школу в Пятигорске. После смерти своих родителей отец вышел в отставку и вместе с мамой вернулся на Родину. И по сей день проживает семья в дешпитовском доме. Как раз там, где было родовое гнездо предков. Когда началось раскулачивание, Дешпиты от греха подальше свое подворье разделили на все большое семейство. Тем себя и спасли. Сейчас практически весь квартал на ул. Лысенковской занимают потомки славного казачьего рода. Как минимум пять дворов выделилось из одного целого. «Когда я еще был маленьким, по меже даже не было заборов. Только сквозные вход-выход. Сейчас отгородились. Все равно живем дружно — с матери моей двоюродными и моими уже троюродными братьями-сестрами», — продолжает рассказчик.
О том, что он из казаков, Костя знал со школьной скамьи, и о корнях своих ему было известно. Однако в Горячеводскую казачью общину пришел позже многих. Был уже женат, дети были.
— Жизнь идет. И наступает момент, когда ты должен определиться, кто ты и с кем. Больше не для себя, а для детей, чтобы они понимали, кем являются. Географически вступить можно в любую казачью общину. В ту же Зольскую, к примеру. Но казаком нужно родиться. Мой сын — казак. И другого выбора у него нет. А отношения с общиной у него складываются с детства, он в ней растет, — поясняет свою позицию Константин. — У меня трое детей — две дочери и сын. Не то что я стремился стать многодетным отцом. Но никогда и не боялся — сколько Бог даст, столько подниму. Сегодня моей старшей дочке Людмиле 18 лет. Учится в институте, состоит в «молодежке» ГКО, на конюшню ходит, ухаживает за лошадьми, активистка, спортсменка, личность творческая. Следующей дочери, Валерии, — 14, учится в 30-й СОШ, радует стремлением к знаниям, также занимается спортом, танцами. Девочки дружат, поддерживают друг друга. Сыну Ивану шесть, в этом году пойдет в первый класс. Тоже ходит на танцы в 19-ю школу, на «молодежку», на конюшню. Конечно, определенная строгость в воспитании должна быть. Но дети мои и сами себе ничего лишнего не позволят. Есть внутреннее ощущение, что они принимают правильные решения.
Жена моя Татьяна — из Грозного, тоже из большой семьи. Мы венчанные. Дети наши крещеные. Все, как положено. Я и пост держал. Не могу сказать, что ни одной воскресной службы не пропускаю. В последнее время реально работаю в воскресенье. Но и сам бываю в храме — обязательно на исповеди, причастии, — и от детей того же требую.
От редакции. Если и вы — казак, давайте вместе расскажем о казачестве, его традициях. Впиши историю своей семьи в историю Пятигорска!

Отечеству верен

Командир взвода первой сотни ГКО Шестериков вместе с другими казаками общины и в Крыму во время референдума порядок обеспечивал, и на Донбасс «гуманитарку» возил. Резкий контраст в настроениях крымчан и жителей разрушенного войной Донецка запал казаку в душу. Всплеск народного ликования, подобный тому, что происходил на референдуме в Крыму, Константину приходилось видеть разве что в кинофильмах про Победу над фашизмом. И никогда не забудет он приграничный КПП, изрешеченный в «дуршлаг» огнеметами с украинской стороны. Как не забудет глаза жительницы окруженного блок-постами города, которая, прижимая к груди пакеты с доставленной провизией, только и нашла в себе силы, чтобы сказать: «Простите нас, сынки, за то, что происходит»…
Так же, как и остальные «послы доброй воли» от казачества, Константин Шестериков награжден медалью Министерства обороны РФ «За возвращение Крыма». Награды горячеводским казакам на празднике посажения на коня казачат, который прошел в Пятигорске 4 мая, вручал атаман Терского казачьего войска Александр Журавский.
Готовил к посажению в седло своего сына и казак ГКО, командир взвода первой сотни хорунжий Константин Шестериков. Первую казачью форму Ванечка получил, когда ему было всего два года. Сегодня у него уже и кинжал есть, и черкеска. Шестилетний Иван, как рассказал по секрету его папа, в седле не впервые. Но больно лошадка ему досталась упрямая на празднике — все норовила свернуть с круга. Однако паренек не тушевался. А ленту, полученную в подарок от атамана, обещал сохранить на всю жизнь. Сомневаться не приходится — казак Иван Шестериков всегда будет помнить, откуда родом и где его корни.

Прямая речь

Константин Шестериков:
— С общиной меня связывает все. В ней и работаю, и общественными делами занимаюсь. Мое мнение, что ГКО одна из самых крепких в регионе. Она живая, настоящая — занимает четкую позицию, твердо стоит на ногах. Любо, что наш глава города является казаком первой сотни Горячеводской общины, что казачество для него занятие не пустое, что он сам живет этой жизнью и многое делает для города. Все видят — и жители, и туристы, — как меняется курортная зона, «Цветник». Пятигорск развивается, становится ярче и лучше. Дай бог, чтобы он вновь стал тем же курортом, каким мы его помним, когда по улицам невозможно было пройти, — столько гостей к нам съезжалось. При Льве Травневе все к тому и идет.

автор: Наталья Тарасова

статья, фото: газета «Пятигорский городовой» № 20 (361) 20 мая 2015 г.