Одним из удобных инструментов политической борьбы различного уровня – от окружного до муниципального – в последнее время являются попытки втягивания представителей казачества в политические игры. Как правило, за этим стоят определенные общественные либо политические формации, отношения к казачеству не имеющие и никаких благ для него не добивающиеся. Все цинично просто: на карте интересов — сиюминутная конъюнктурная выгода, использование авторитета казачьих лидеров и возглавляемых ими обществ для реализации личных, корпоративных либо партийных задач. При этом в итоговом результате использования данного инструмента политической борьбы уже учитываются все возможные издержки – репутационные потери, судебные разбирательства, формирование негативного общественного мнения. И, поскольку весь этот «букет» брать на себя невыгодно, изворотливые ловчилы от политики умело переводят стрелки на тех, кем и прикрываются – на казаков.
Терцев, как и представителей других казачьих войск страны, можно было бы упрекнуть в некоторых «особенностях характера», которые присущи сословию чуть ли не исторически – в излишней прямоте и, порою, горячности, иногда – в доверчивости и простодушии, неискушенности в политических хитросплетениях. Но разве эти упреки были бы справедливыми? Казаки – достойные защитники и труженики. Они – воины, но не разбойники. Они стремятся к справедливости, но идут к ней прямо, с «открытым забралом», без подлости и лицемерных игр. Вот этим и пользуются определенные силы, чей основной инструмент – провокация.Отработка именно таких технологий произошла 4 июня в селе Александровском Ставропольского края, где прошел митинг жителей села в защиту прямых выборов главы муниципалитета. Поводом для схода граждан стало решение местных депутатов об отмене всенародных выборов главы в данном поселении. Изменения в Уставе муниципального образования, согласно которым глава села теперь будет определяться в ходе голосования местных депутатов, а не все жители села, имеющие право голоса, вызвали возмущение некоторых казаков. И, нужно заметить, выразить свое публичное несогласие они имели полное право, если таковые действия не противоречат действующему законодательству и нормам морали.
А они и не противоречили, пока в дело не вмешалась главная закулисная сила и главный организатор упомянутого митинга – местные и региональные функционеры ЛДПР. Да, мнение своих братьев-казаков на сходе озвучили атаман Александровского хуторского казачьего общества Павел Лысенко и руководитель казачьего штаба Алексей Мужецкий, которые выразили свое несогласие с вышеупомянутыми изменениями в Уставе муниципального образования. Казалось бы – нормальная гражданская активность, прозрачный и понятный общественный процесс. Однако тут же произошло то, ради чего, собственно, митинг и затевался – какие-то провокационные выкрики из толпы. Кто кричал? Сейчас это трудно установить достоверно. Но то, что казаки к этому никакого отношения не имеют – абсолютно ясно. Вторичность местного масштаба для организаторов митинга подтвердило и последующее выступление депутата Госдумы от ЛДПР Ильи Дроздова, который вынес обсуждение вопроса муниципального уровня далеко за региональный барьер. Задача обсуждать методы и приемы политической работы либерал-демократов на повестке дня сейчас не стоит. Любые разборки только добавляют им баллы в предстоящей политической борьбе. В какой борьбе? В год, когда проводятся думские выборы, — ответ очевиден. Но удручает другое: митинг, проводящийся для решения сугубо местных проблем, отметился совсем другим: непотребным поведением неизвестных лиц. А поскольку именно казаки невольно стали «лицом» мероприятия, то именно они и будут олицетворяться с этой провокацией. Прием несложный и достаточно известный. Кстати, просто изумляет проворность, с которой некоторые интернет-СМИ подхватили и растиражировали тему в удобном для закулисных режиссеров ракурсе: казаки, мол, и требовали отставки губернатора. Нам удалось поговорить с несколькими жителями села, которые были участниками митинга, но по каким-то причинам предпочли не называть свои фамилии. Их мнения сводятся к нескольким моментам. Во-первых, недовольство решением местных депутатов никогда не переходило на краевой уровень, и уж, тем более, не касалось вопросов обсуждения компетентности краевой власти. Во-вторых, никто из представителей местного казачества никаких политических требований не выдвигал. В-третьих, атаман и представители хуторского общества выступали за чисто легитимное решение создавшейся, по их мнению, проблемы – путем использования судебных инстанций и составления обращения в адрес президента страны. В-четвертых, провокационные выкрики из толпы для подавляющего числа участников митинга стали неприятной неожиданностью. Опроверг информацию о причастности хуторских казаков к провокации и сам атаман Павел Лысенко:
— Это абсолютная неправда. Казачество вообще никаких лозунгов не выдвигало, ни в чей адрес. И мы не призывали ни к чему.
По словам атамана, казаки решили искать справедливость в других инстанциях. В частности, они подали иск в краевой суд и подготовили обращение на имя президента России по поводу несправедливого, на их взгляд, решения местных депутатов.
— На митинге говорили три казака — я, начальник штаба и один из стариков. Я выступил со своей речью по поводу проблем в селе, начальник штаба зачитал резолюцию, которую мы написали на имя Президента России Владимира Путина, и старейшина, который поблагодарил присутствующих казаков за то, что они пришли,
— пояснил атаман.Подтвердил это и секретарь местного отделения партии «Единая Россия» Владимир Мацкевич, который отметил, что казаки были только участниками митинга, а не его организаторами.
— Митинг был инициирован не казаками, а партией ЛДПР. Это явная попытка раскачать политическую ситуацию перед грядущими сентябрьскими выборами. Раньше их не интересовала ни жизнь села, ни принимаемые нормативные акты,
— подчеркнул представитель «Единой России».А вот комментарий, который нам удалось получить лично от атамана Терского войскового казачьего общества Александра Журавского:
— Ничего казаки на этом митинге не выдвигали, никаких политических требований. Я лично беседовал и с атаманом, и с другими казаками, поэтому имею четкое представление о произошедшем. Это была обычная провокация – спланированная и осуществленная лицами, никакого отношения к хуторскому обществу не имеющими.
В свою очередь, глава Александровского сельсовета Иван Кононенко сообщил, что со стороны администрации было подано заявление в правоохранительные органы в отношении организаторов митинга — местного отделения партии ЛДПР, которые распространяли листовки с эмблемой хуторского казачьего общества, призывающие прийти на митинг. Однако это, по мнению главы, неправомерно, поскольку само общество не входит в число организаторов митинга.Еще два заявления в отношении организаторов направлены в правоохранительные органы накануне, 6 июня. Одно из них касается несоответствия фактической темы митинга заявленной. Второе — о защите чести, достоинства и деловой репутации главы села, поскольку в ходе митинга в его отношении прозвучали оскорбительные высказывания.
Впрочем, это уже совсем другая история. Может быть, такая же некрасивая, как и использование отдельных представителей казачества в своих сугубо шкурных политических целях. Что же касается правовой оценки произошедшего – компетентные органы дадут ее уже в ближайшее время. Речь идет о другом. Подобные истории способствуют формированию настроений и мнений, выгодных определенным политическим партиям и общественным движениям, что особенно актуально в преддверии сентябрьских выборов. Добьются ли эти силы удовлетворения своих политических амбиций – вопрос второй. Но в результате данного процесса усиливаются противоречия внутри казачества, подрывается единство казаков в отстаивании своих базовых интересов. Таких попыток использования «казачьей карты» в новейшей истории России было множество. И недосуг вспоминать все их неприглядные особенности, достаточно напомнить основные «направления» подобных спекуляций на казачьей теме. Это, без сомнений, личные материальные интересы, когда именем Терского войска дельцы от казачества пытались захватить контроль над прибыльными предприятиями, огромными площадями слабо контролируемых земель и другими объектами, призванными приносить огромные барыши. Думаете, если это им бы удалось, материальные средства стали бы поступать в казачью казну? Отнюдь. Максимум – в карманы приближенных лиц. Минимум – в свои собственные. Это розыгрыш национальной карты, стравливание с коренным населением северокавказских республик. Тут игра покрупнее. И куш побольше, и заказчики подальше, и возможные последствия катастрофичнее. Это розыгрыш национально-патриотической темы, разработка проекта неких «казачьих партий», попытки криминализации казачьих обществ, незаконного вооружения казачества и прочие попытки, балансирующие на грани от морально-нравственных ориентиров до уголовной ответственности. Теперь вот с помощью казаков пытаются решать политические задачи регионального, а затем федерального масштаба. Нужно ли объяснять, что никакой выгоды от этого терцы не получат? А закончить разговор хотелось бы выдержкой из Меморандума одного из казачьих обществ России. Не будем называть регион, такие же задачи актуальны для всех войсковых обществ необъятной страны. Предлагаем прочесть и вдуматься.
«…Казаки общества не связывают свою деятельность с какими-либо политическими партиями, движениями, сектами, ибо партии приходят и уходят, но казачество было, есть и будет таким, как его создали предки. Мы допускаем взаимодействие с патриотическими и созидательными движениями, чья деятельность направлена на сплочение русского народа, сохранение его традиций и культуры, воспитание достойного гражданина и воина… Правление казачьего общества не запрещает состоять казакам в какой-либо партии, но при приеме в общество может отказать заявителю, если его политические взгляды, гражданская позиция, партийная деятельность не соответствуют целям и задачам казачьего общества, указанным в Уставе общества, или партия или сообщество, к которым принадлежит заявитель, ведут деятельность, направленную на подрыв основ государства…».
Лучше и не скажешь.Всем, и не только сторонним «манипуляторам», но и отдельным казакам следует твердо осознать: казачество – не сброд, казаки – не разбойники с большой дороги, не кистень в руках искушенных политических провокаторов. Это самостоятельная общественная сила, использовать которую для удовлетворения сторонними силами собственных амбиций не получится. Аминь.
Автор: Сергей Юсупов |