Казаки на службе безопасности

Чем я могу вам помочь?

Когда в декабре 2012 года на железнодорожном вокзале Краснодар-1 впервые заступили на дежурство казаки-дружинники, работающие на постоянной основе, это было в диковинку. Накануне недруги служивого народа распространяли в Интернете домыслы, высосанные из пальца: дескать, казаки будут грубить, по собственной прихоти проверять багаж пассажиров, хлестать нагайками направо и налево. Те, кто поверил в эти бредни, впоследствии убедились в обратном: казаки предельно вежливы и корректны. Помнится, на первом разводе начальник управления на транспорте МВД России по ЮФО Владимир Струков дал установку, которая неукоснительно соблюдается до сих пор: «Нашим девизом должна стать фраза: «Чем я вам могу помочь?». Действительно, у гостей Кубани, сошедших с поезда дальнего следования или междугородного автобуса, первые впечатления о нашем крае начинают формироваться уже на вокзалах. Казаки-дружинники стали не только визитной карточкой Краснодара, но и помощниками правоохранителей и пассажиров. В адрес войскового атамана и мэра краевого центра приходили десятки писем со словами благодарности в адрес казаков. Решил убедиться, как сейчас несут они службу.

Изо дня в день

Казаки и сотрудники линейного управления внутренних дел несут службу бок о бок, поэтому и вводные перед дежурством получают вместе. Утренний развод проводит начальник Краснодарского линейного управления на транспорте Петр Шевелев. Полковник полиции понимает: вокзалы — лакомый кусок для воров, мошенников и прочих криминальных элементов. Сегодня нет и стопроцентной гарантии защиты от террора. Вокзалы с массовым скоплением людей — цель номер один для смертников, начиненных взрывчаткой, или для закладки адских машин.

На разводе наряду с проверкой знания законодательства, инструктажем казаков и полицейских знакомят с ориентировками о розыске преступников, с оперативной информацией: о лицах, находящихся в розыске, о чрезвычайных происшествиях и так далее. Постоянно звучат слова о бдительности и предельном внимании во время дежурства. Как рассказали казаки, дежурившие в минувший четверг на железнодорожном вокзале, в тот день шла речь об участившихся нападениях на полицейских с целью завладения табельным оружием. Пока инциденты зафиксированы в Чечне, однако не исключено, что нечто подобное может случиться и у нас. Поэтому вроде бы приевшиеся и наскучившие призывы к повышенному вниманию и бдительности воспринимаются как должное.

— Вокзал — это режимный объект. Службу по охране несут усиленные совместные патрули. Особое внимание обращаем на бесхозные вещи. Как правило, раз в месяц пассажиров и сотрудников транспортного узла эвакуируют. Наряд, обнаружив брошенную сумку, тут же сообщает об этом в дежурную часть. На вокзал по тревоге стягивается ОМОН и саперы. К счастью, все тревоги оказывались ложными.

— Виной тому — беспечность пассажиров, которые оставляют свои вещи в зале ожидания, а сами разгуливают по перрону, — рассказал исполняющий обязанности командира казачьей дружины на транспорте Екатеринодарского РКО сотник Александр Калиничев. В свое время он вступил в ХКО «Офицерская сотня», работал в службе судебных приставов. Когда начался набор в казачью дружину, Александр не задумываясь подал прошение. Инициативного казака Центрального округа, честно относящегося к своим обязанностям, заметили и назначили командиром отделения. Затем перевели старшим смены на вокзале. 3 ноября исполнится год, как он возглавляет казачью дружину на транспорте.

Через день на ремень

Как театр начинается с вешалки, так и вокзал — с пункта досмотра. Помимо привычных рамок металлодетектора и устройства, сканирующего вещи в багаже, здесь имеется рентгеновская установка — бич для наркокурьеров, которые на что только не идут для доставки очередных порций медленной смерти: заглатывают пакеты с героином и прочей дрянью, прячут их во рту, маскируют на теле. На вокзале дежурит кинолог со служебной собакой, натасканной на запах наркотиков. Если пес среагировал на какого-то человека, его проверяют на рентгеновской установке, от ее лучей ничего не спрячешь.

Наркокурьеры в основном едут в Краснодар. Большой город, спрос на товар есть. Но и правоохранители с казаками не дремлют. Не так давно на вокзале Краснодар-2 была изъята крупная партия амфетамина. Во время проведения операции «Мак-2106» на главном транспортном узле при досмотре обнаружили пакет с марихуаной. Подобных случаев немало.

Случаются попытки пронести оружие, в основном травматическое и зачастую без документов на его ношение, ножи. Причем не кухонные, а боевые клинки или охотничьи тесаки. И тоже без документов.

Роль казаков-дружинников при досмотре и дежурстве сведена к наблюдению. Единственное их право — сделать замечание, призвав к порядку пассажиров, нарушающих порядок. В то же время они страхуют полицейских. В случае нападения на сотрудника правоохранительных органов казаки имеют право применить силу, защищая напарников. И такое случалось.

Дежурят казаки по графику: 12 часов на посту, двое суток отдыха. Вроде бы не так уж и напряженно, но это только кажется.

Пост номер один

Мало слушать, надо испытать на себе, каково оно, дежурство на вокзале. Меня определили в напарники к хорунжему Владимиру Андрееву. Дежурить на вокзале начал с марта 2009 года в составе казачьей дружины выходного дня. Тогда никто не мог предположить, что сформируется дружина на постоянной основе. Вокзал Владимир знает как свои пять пальцев.

Всего в здании четыре поста: на входе, в южном и северном крыле. Самый беспокойный и ответственный пост под номером один — на перроне. Здесь нужен глаз да глаз, поскольку кое-кто из пассажиров норовит то закурить в неположенном месте, то махнуть через пути, выгадывая несколько минут, забыв об опасности попасть под колеса товарняка.

К слову, это наиболее распространенные правонарушения. Именно они имеют наибольший процент среди 3390 выявленных нарушений с 1 января текущего года.

— Сейчас хорошо — число поездов существенно сократилось. А вот летом в сутки ходило свыше ста поездов, не считая электричек, — говорит Владимир Андреев. — Мы толком не успевали отработать каждый состав.

…На перроне останавливается поезд «Нижневартовск — Адлер». Идем вдоль состава, наблюдая за выходящими из вагонов пассажирами. Владимир внимательно осматривает целостность окон вагонов, спрашивает у начальника поезда о происшествиях и чрезвычайных ситуациях. На этот раз ЧП нет, пассажиры едут спокойно, порядок не нарушают. Хотя так случается не всегда. Некоторые пассажиры, залив глаза, ведут себя вызывающе: матерятся, оскорбляют соседей, провоцируют драки. Таких буянов ссаживают с поезда. Как вы понимаете, сделать это непросто. Люди, потерявшие под воздействием горячительных напитков человеческий облик, сопротивляются. Вот тут на помощь полицейским приходят казаки. По закону они имеют право применить силу в случае нападения на сотрудников МВД.

— Как-то заступаю на дежурство, смотрю — наши хлопцы все какие-то расхристанные: форменные рубашки порваны, у кого-то кровь на лице. Оказалось, что казаки помогали сотруднику полиции утихомирить пьяного, который оказался довольно сильным, — вспоминают казаки.

А вообще, наши хлопцы — ходячее справочное бюро. К ним обращаются по всем вопросам: как пройти к такому-то пути или в туалет, где можно перекурить и так далее. Казаки помогают престарелым людям и пассажирам с детьми и багажом сесть или сойти с поезда.

Глядя на моего напарника и его товарищей по дежурству, обратил внимание на то, как они оглядывают вокзал: внимательно и цепко. Как выяснилось, полицейских ознакомили с основами профайлинга — методики, основанной на технологиях спецслужб, позволяющей быстро считывать личностные характеристики и прогнозировать поведение человека. Казаки также прослушали курс лекций этой мудреной психологической науки, поэтому они, и без того имеющие опыт наблюдения за людским водоворотом, стали еще профессиональнее контролировать вокзал.

В сентябре этого года на вокзале было задержано двое лиц, находящихся в федеральном розыске за совершенные преступления.

— Прежде всего мы обращаем внимание на людей, прячущих взгляд, а также на тех, кто, увидев сотрудника полиции, резко меняет траекторию движения. Стоит зафиксировать на таких людях взгляд, как они начинают заметно нервничать. Мы показываем на них специальными жестами сотрудниками полиции, которые, в свою очередь, просят предъявить документы. Первое время испытывал головные боли от напряжения, наблюдая за большим количеством людей, потом втянулся, — рассказал урядник Александр Кулыгин.

Раз в час патруль контролирует зал ожидания на втором этаже вокзала. В ходе очередного обхода задерживают крепко поддавшего мужчину. Как оказалось, он один из строителей моста через Керченский пролив, возвращающийся с вахты.

Через пару часов дежурства ловлю себя на мысли, что смотреть на тех, кто находится на вокзале, стал по-другому: внимательно и оценивающе. Перрон, продуваемый холодным ветром, не самое лучшее место для прогулки, но положение обязывает. Мы с напарником следуем по установленному маршруту, внимательно наблюдая за перроном.

…После четырех часов патрулирования чувствую: устал, хотя регулярно посещаю тренажерный зал. А каково приходится казакам, обутым в сапоги? 12 часов на ногах — сидеть дружинники не вправе, за исключением короткого перерыва на перекус.

Охранять транспортные ворота Краснодара — дело ответственное и непростое. Коли на страже казаки — любимый город может спать спокойно…

Сергей Капрелов,
газета «Вольная Кубань» от 22 октября 2016 года