Гражданская война — самая страшная война: разделяющая семьи, рвущая связи между родными и близкими, достигающая невиданного накала ненависти, несущая смерть ни в чем не повинным людям. На кубанской земле немало мест, где в те далекие годы происходили трагические события. Одно из них — окрестности станицы Даховской. Здесь в 1920 году звери в человеческом обличье, по-другому их не назовешь, казнили более ста местных жителей. Вот уже который год в конце сентября здесь, на поляне, собираются казаки Майкопского отдела, учащиеся классов казачьей направленности и местные жители.
Не предали своих братьев
На Даховских поминовениях довелось побывать впервые. Что сразу бросилось в глаза? Четкая, продуманная организация: казаки в черкесках, стоящие на дороге, любезно указывающие, куда нужно проехать, где поставить машину. Провести столь масштабное действо, само собой, непросто. Атаман Майкопского отдела Александр Данилов рассказал о подготовке к поминовениям:
— Хотя мы проводим Даховские поминовения в течение двадцати лет, каждый раз готовимся к ним ответственно. Начинается подготовка с создания рабочей группы, куда входят заместитель главы Майкопского района, начальник управления культуры и образования, я и мои заместители. Несколько раз мы выезжали на место, обсуждая все вопросы. Хотя сценарий давно отработан в связи с возведением на Даховской поляне часовни, пришлось вносить коррективы. С главой Майкопского района Алексеем Петрусенко и его командой у нас полное взаимопонимание, поэтому проблем не возникает.
Ровно в 10.30 начался крестный ход. Впереди длинной колонны, в которой шли священнослужители, казаки, дети и местные жители, белореченский казак Александр Замятин нес крест внушительных размеров. Процессия вернулась на поляну, где прошел поминальный молебен.
— Царствие небесное всем безвинно расстрелянным братьям казакам. За их вечный и блаженный покой возносит молитву каждая душа стоящих здесь людей и тех, кто духовно с нами, — помолился настоятель Свято-Михайловского монастыря игумен Герасим.
Выступая на траурном митинге, войсковой атаман Николай Долуда отметил главную причину совершенного на Даховской поляне зверства.
— Большевики, захватившие власть в России, боялись казаков, потому что они были смелыми и хорошо организованными и всю свою жизнь служили Отчеству и вере православной. Они не понимали, почему новая власть ломала традиционные устои казачества, существовавшие веками. Казаки были расстреляны за то, что не предали своих братьев! Предательство было самым страшным грехом для казака. Могли простить все, но только не предательство!
Семьей единой собрались
Среди гостей Даховских поминовений было много представителей различных диаспор: греческой, армянской, азербайджанской, депутаты адыгейского парламента и члены республиканского правительства, священнослужители. Красный террор коснулся всех народов Северного Кавказа.
— В 1918 году было расстреляно триста жителей аула Габукай. Мы не должны забывать тех лет, чтобы такое никогда не повторилось. А для этого нужно самим обратиться к вере и воспитывать в вере своих детей и внуков. Пусть люди разных конфессий повернутся к Богу, и тогда мы будем жить в мире и согласии, — подчеркнул член исполкома общественного движения «Адыге-Хасэ — Черкесский парламент» капитан I ранга в отставке Аслан Цикущев.
Сегодня наши враги, опасаясь вступить в открытый военный конфликт (мы же не Ливия или Ирак, которые можно безнаказанно бомбить, тут отпор получат такой, что драпать будут без оглядки), пытаются поссорить народы нашей страны между собой, погрузив Россию в кровавый хаос. Поэтому чем крепче станет дружба между народами Северного Кавказа, чем больше мы будем уважать веру и традиции друг друга, тем сильнее станем. А с сильными считаются, их уважают или, по крайней мере, боятся.
В выступлениях практически каждого из гостей Даховских поминовений звучала эта мысль.
Как отметил Николай Долуда, в этом году на поминовениях много детей. Некоторые из них, к примеру, шестилетний Ярослав уже в третий раз вместе с родителями приезжают на Даховские поминовения.
— Как вы считаете, остается ли в памяти детей то, что они видят и слышат на поминовениях?
— Безусловно! Это совсем другие ребята! Они уважительно относятся к старшим. Домой приедут — будут рассказывать своим сверстникам о том, что видели. А те, в свою очередь, тянутся к казачеству. Это поколение не станет пропащим! Так что мы делаем святое дело, — убежден атаман Келермесского казачьего общества Василий Затолокин.
Николай Александрович обошел всех казачат, каждому пожал руку, не пожалел времени на фотографирование. А желающих было — хоть отбавляй.
— Лет пять-шесть назад на Даховские поминовения собиралось 100—120 человек. И только казаки, больше никого. Сегодня вы сами видели, сколько здесь детей, местных жителей, а также руководство Адыгеи и представители районной власти и общественных организаций различных конфессий. Такого количества детей я никогда раньше не видел! Пока дети с нами, не будет разорвана нить между прошлым, настоящим и будущим. И не только на Даховских, а на всех поминовениях, проводимых Кубанским казачьим войском, растет число и детей, и местных жителей. Значит, людям небезразлично все то, что мы делаем, — подчеркнул Николай Александрович.
На поляне выступали казачьи творческие коллективы, повара двух полевых кухонь щедро накладывали всем желающим вкусную гречневую кашу с тушенкой.
Свеча памяти
Установить фамилии расстрелянных почти век спустя — дело непростое. И, наверное, вряд ли удалось бы это сделать, если бы правнук погибшего от рук карателей Алексей Гольцев не занялся этой работой.
— Так получилось, что сбором информации о погибших казаках станицы Даховской я начал заниматься с детства. Бабушки рассказывали об этой трагедии, называли фамилии погибших от рук карателей казаков. Чем больше узнавал о событиях 1920 года, тем сильнее меня затягивала эта тема. Я помню, как бабушки в поминальный день тайком ходили к небольшому кресту, уставленному на поляне.
Алексей начал расспрашивать бабушек станицы Даховской, фамилии погибших записывал в тетрадку. Став взрослым, по крупицам собирал данные в архивах. Сегодня все имена погибших казаков на памятных плитах сверены с архивными материалами. Эта работа продолжается и по сей день. В следующем году будет увековечена память еще нескольких человек.
К сожалению, имена всех 118 казненных найти не удалось, так как часть из них были жителями села Хамышки. Там не удалось найти никого, кто что-то помнил о даховской трагедии.
В этом году на Даховской поляне была воздвигнута и освящена часовня Всех Святых. Построил ее потомственный казак, президент холдинга «Мир СКПЖТ» Василий Савранский.
— Мы долго обсуждали, какой должна быть часовня. Были различные варианты, и, в конце концов, остановились на одном из них, который радует сердце своим видом. Здесь очень живописное место, и часовня выглядит словно жемчужина, гармонично вписавшись в окружающую природу. Я думаю, это лучшая память о погибших здесь когда-то безвинно людях.
Это уже вторая часовня, воздвигнутая за счет средств холдинга. Первая построена в Павловском районе. Войсковой атаман наградил Василия Савранского нагрудным крестом «За заслуги перед казачеством».
Часовня Всех Святых хорошо видна с трассы. Так получилось, что остался в станице Даховской на следующий день. Утром пришел помолиться. А затем понаблюдал за реакцией проезжающих по шассе водителей. Несколько машин, свернув с дороги, заехали на поляну. Кто-то просто вышел из автомобиля посмотреть на часовню, кто-то зашел в храм.
Благое дело делают казаки. Ведь молитва о безвинно погибших людях нужна не только их душам, но и нам, ныне живущим. Так по капельке, по крохе мы станем ближе к Богу. И чем сильнее станет наша вера, тем сильнее станем и мы, и наша Отчизна.
…Летом 1920 года генерал Михаил Фостиков, выходец из казачьей семьи, организовал повстанческую армию из нескольких тысяч казаков, бежавших от красного террора. Местные казаки хорошо знали о протяженных подземных ходах, соединявших Свято-Михайловский монастырь, где базировались повстанцы, с горными станицами. Отряды Фостикова появлялись в самых неожиданных местах и наносили красным удары, после чего бесследно растворялись в горах. По всей видимости, кто-то из местных жителей под пыткой рассказал о подземных ходах, ведущих в монастырь. Отряд ЧОН, войдя в станицу Даховскую, взял в заложники местных казаков, в том числе и священника, требуя от них выдачи тех, кто состоит на службе у Фостикова. Арестованных вывезли якобы для допросов в Майкоп. На самом деле было принято решение об их уничтожении. Людей вывели на окраину станицы Даховской, на поляну, где были замаскированы пулеметы. При подходе к поляне чоновцы сознательно отстали от казаков, и в этот момент пулеметы открыли кинжальный огонь. Раненых добивали на месте. Всего было убито свыше ста человек. На сегодняшний день восстановлены имена 43 погибших станичников. Подвиг даховских казаков, не выдавших подземные ходы в монастырь, спас двухтысячный отряд генерала Фостикова. Позже он установил связь со штабом генерала Врангеля, дождался прибытия кораблей из Крыма и был выгружен со своим отрядом в Феодосии. Отряд сражался на берегу Сивашского залива. После прорыва на этом участке фронта казаки отошли с боями в Феодосию, где были погружены на транспортное судно. После эвакуации из Крыма все перевезенные на остров Лемнос кубанские части были сведены в Кубанский корпус, командиром которого был назначен генерал-лейтенант Фостиков. С Лемноса Кубанский корпус был доставлен в Сербию. Сдав командование корпусом, Михаил Фостиков проживал в Белграде. Умер в городской больнице летом 1966 года. Каратели казнили казаков целыми семьями. Из 43 установленных имен погибших 16 были отцы и их сыновья. Среди убитых был и протоиерей Алексей Подлузский. Как рассказал заместитель атамана Майкопского отдела Николай Старков, отряд ЧОН, расправившись с даховцами, позже зверствовал в Апшеронском районе. Казаков расстреливали, рубили шашками. Кто был среди карателей: русские, латыши, венгры или чехи, — до сих пор установить не удалось. Документы, вероятно, сохранились, но находятся под грифом «Секретно».
Автор: Сергей Капрелов,
хорунжий Кубанского казачьего войска
Газета «Вольная Кубань» от 1 октября 2015 года
Фото: Денис Козлов (опубликованы в группе » Майкопское городское казачье общество»)