Взгляд на казачий компонент

По материалам статистики, в настоящее время образовательные учреждения казачьей направленности открываются во многих российских субъектах. В стране действует свыше 24 казачьих кадетских корпусов. Так, только на Дону сложилась и успешно развивается полномасштабная система казачьего образования, которая включает в себя 147 учреждений, в том числе: 6 казачьих кадетских корпусов, 6 казачьих кадетских профессиональных училищ, 97 муниципальных общеобразовательных учреждений с областным статусом «казачьи», 15 казачьих центров дополнительного образования, 22 казачьих детских сада. Статистика свидетельствует, что более 90 процентов выпускников казачьих кадетских корпусов продолжают свое образование в высших учебных заведениях. Игнорировать эту статистику не следует, потому, как она сама за себя говорит, что возрождение казачества идет крупномасштабно. Вот только то, что сейчас происходит с реестровым казачеством, вызывает опасение за будущее того, что так безжалостно истребляли, а тенденция набирает обороты и направления далеко идущие не в лучшую сторону. Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Институт непрерывного образования взрослых», изучив опыт Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского, как первого в России вуза, который венчает многоуровневую систему образования казачества наличием в своих образовательных программах казачьего этнокультурного компонента, активно взялось за научно-образовательную деятельность в этой области.

ФГБОУ ДПО «ИНОВ» определил для себя выступить в качестве учебного заведения дополнительного профессионального образования, реализующего компоненты, связанные с историко-нравственными и культурно-духовными традициями казачества. Об этом свидетельствуют созданные программы по повышению квалификации и переподготовке и утверждение их в Рособрнадзоре. Мотивом создания этих программ послужила необходимость в оказании помощи тем, неразделенное желание которых заключается в причислении себя к казачеству с правом носить «государев погон». Ну, а если глубже взглянуть на эту проблему, то явно вырисовывается несколько составных частей этой мотивации: 1. При наличии Указа Президента РФ от 9 февраля 2010 г. N 169 «О чинах членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации», все же существуют определенные проблемы в его реализации. А, в частности, речь идет о том, что подготовленность и информированность о том к чему себя причисляют члены казачьих обществ, равна подчас нулю. Скажем не каждый «казак» на вскидку сможет назвать по возрастающей все чины в казачестве и, уж конечно, в какой последовательности их присваивают и через какие промежутки времени.

2. Зачастую присвоенные чины в так называемых общественных казачьих организациях и даже в войсковых реестровых не соответствуют занимаемой должности и численности подчиненных. К примеру, у нас развелось  невидимое количество генералов без войска ( в свою очередь войско должно составлять определенное количество «штыков»), так же и полковников без полков, есаулов без батальонов и сотников без сотен.

3. Регулярно наблюдаю невежество по отношению к истории казачества и то, как искажают её, споря до хрипоты. А то, как говорить и при каких обстоятельствах, то с этим вообще проблемы. Искажают все и вся. Придумали какие-то «обыки», смешивая традиции и обычаи в одном флаконе и интерпретируя их по своему . Я уж не говорю о том, какие дебаты ведутся среди маргинализированной публики, идентифицирующей себя с казачеством, о достижениях казачества и других народов… и здесь такой абзац, что просто диву даешься. Так вот, это лишь малые противоречия, которые всплывают наружу при первоначальном анализе общения с этой публикой. А значит пусть даже они не наши, то есть не казаки, и не имеют ни какого отношения к нашему роду казачьему, но все же пытаются себя к нему причислить, то пусть хотя бы научатся общаться на нашем языке. Задумка была проста, конечно, и одновременно большая и многозначительная. Поскольку понятие казачий компонент в высшем образовании для меня, кажется, что это преждевременно и не требует молниеносной реализации, то уж в системе дополнительного и дополнительного профессионального образования это бы соответствовало современным реалиям и отвечало бы минимальным требованиям наших дней.

Мы хотели, чтоб каждый от казака до подъесаула, проходил повышение квалификации от 72 часов до 144 со стажировкой, а от есаула до генерала переподготовку от 250 часов до 520, в зависимости от должности и чина. Обучение по данным программам проводится на внебюджетной основе, с гибкой системой оплаты. По окончанию обучения выдается удостоверение и диплом установленного образца. Таким способом, думаю, что мы смогли бы избавить казачество от невежества, ну и восполнили бы пробел знаний даже среди родовых казаков.

Предлагаем вашему вниманию учебные программы: 1. Программа профессиональной переподготовки — «История, экономика, управление и культура российского казачества»http://www.инов.рф/programmy-professionalno-perepodgotovki — 470 часов.

2. Программа повышения квалификации – «Развитие российского казачества» — 72 часа. Обучение ведут преподаватели высшей категории, доценты, профессора, кандидаты и доктора наук. А так же привлекаются профессиональные военные, представители прокуратуры, МВД, ФСБ, судебной системы и российского казачества.

Таким способом, думаю, что мы смогли бы избавить казачество от невежества, ну и восполнили бы пробел знаний даже среди родовых казаков.

Возрождение казачьего образования позволит реализовать в практической деятельности принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании: » воспитание гражданственности и любви к Родине», » защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства»,  «формирование мировоззренческой нравственной культуры»,  «гуманизация и гуманитаризация процесса образования».

С уважением, член Экспертно-консультативного совета Комитета по образованию Федерального Собрания Государственной Думы Российской Федерации, первый проректор ФГБОУ ДПО «ИНОВ» кандидат педагогических наук, доцент, казачий полковник Беличенко Владимир Владимирович