Казакия вместо Отечества?

Нужна ли казакам своя республика, как Чечня чеченцам или Башкирия башкирам?

Вольные казаки на Юге России мечтают о своей республике в противовес другим национально-государственным образованиям в составе Российской Федерации. По их мнению, это решит проблему скудных бюджетов, выборности руководителей, взращивания национальных кадров. Вместе с тем в риторике организации «Вольно-казачье движение» вожделенная «Казакия» предстает не частью России, а отдельным государством, и в этом виде идея обречена на провал, поскольку основная часть казаков стоит за«Веру, народ и Отечество!», а не за «Волю, Веру и Присуд».

Как в Башкирии

Несколько дней назад президент России Владимир Путин своим указом передал блокирующий пакет акций «Башнефти» правительству Республики Башкирия. Теперь регион будет не только влиять на компанию, качающую «черное золото» из недр земли, но и получать порядка 5 миллиардов рублей дивидендов ежегодно.

Казаки тоже хотят иметь свою республику, чтобы прибыль от продажи природных ископаемых с ее территории улучшать условия жизни казачьего народа. Об этом заявил в День памяти и скорби идеолог Вольно-казачьего движения (ВКД) Григорий Кузнецов (Владлен Алябьев).

Помимо этого, создание Казакии, по его словам, будет способствовать тому, чтобы казаками правили «выборные на казачьем круге национальные лидеры, зависящие от выборных нации, а не указов чужаков из сопредельного государства». Под последними, исходя из воззрений автора заявления, следует понимать русских.

«Казакия нужна казакам, потому что никто, кроме нас, не будет так заботиться о высокой рождаемости коренного народа казачьей земли и об экологии нашего региона, – полагает представитель ВКД. – Казакия нужна казакам, чтобы при рождении каждого ребенка казачьей национальности от казачьего государства открывался счет на новорожденного, как это делается в Саудовской Аравии… Казакия нужна казакам для того, чтобы в казачьих школах, в национальных университетах росли и обучались национальные кадры… Казакия нужна для того, чтобы в кадетских корпусах воспитывались будущие курсанты военной машины казачьего государства… Казакия нужна, чтобы в ее лабораториях совершались научно-технические прорывы…»

Эти тезисы, по словам Григория Кузнецова, очевидны «для немцев, французов, британцев, чеченцев, татар». «Неужели казачий народ настолько бесталанный, глупый, ленивый и ни на что непригодный, кроме как для обслуживания инородцев, вид?» – вопрошает он. А в заключение подчеркивает, что высшей целью казачьей нации должно быть «создание собственной цивилизации».

За Присуд?

Вселенский размах у современного Вольно-Казачьего движения появился не так давно. Когда Григорий Кузнецов формулировал принципы этого общественного объединения, он призывал к активности прежде всего на казачьих территориях – Присуде, или Казакии, «земле предков, отечестве, освоенном и политом кровью сотен поколений казацкого народа, включающей в себя территорию бывших Донского, Кубанского и Терского войск с «урезами» на данный временной период».

Конкретные границы в 2008 году не обсуждались, чтобы избежать «этно-религиозных войн на Северном Кавказе и в европейской части России».

В связи с новой трактовкой Отечества и жизненных ценностей ВКД предложило своим членам лозунг «За Волю, Веру и Присуд!» вместо формулы времен Российской империи «За Веру, царя и Отечество!», в которой Терское войско заменило «царя» на «народ».

Это предложение казаков неприятно поразило. Они-то привыкли считать себя строителями России, ибо их усилиями ее границы раздвигались на протяжении веков. А тут им говорят ограничиться Присудом – тремя южными реками.

Возмутились многие общественные казаки, не говоря уже о реестровых, которых ВКД в последнем своем обращении к атаманам вольных обществ потребовало признать «казакофобскими и преступными» за то, что они поддерживают «империализм Московии».

Если иного выхода нет

Идеи создания казачьих республик на Юге России были популярны после развала СССР, когда государственность в стране трещала по швам. В Чечне строили независимую Ичкерию, а на Дону возрождали Всевеликое войско Донское. Лидеры этих двух территориальных образований Джохар Дудаев и Николай Козицын в 1994 году даже подписали договор о дружбе и сотрудничестве. Но фактически никакой казачьей Донской республики тогда не существовало.

Реализовать свою давнюю мечту Николай Козицын, уже будучи атаманом международного движения донских казаков, попытался на Луганщине. Когда после переворота на Украине Восток страны восстал против новой власти в Киеве, в Луганской Народной Республике им была создана Национальная казачья гвардия. Ее бойцы и сейчас воюют вместе с ополчением Новороссии, но сам Козицын после подготовки покушения на него и обвинений в нечистоплотности покинул несостоявшуюся казачью республику. Впрочем, в отличие от ВКД, он всегда подчеркивал, что выступает за интересы России.

В формате лояльных Москве национально-территориальных образований в составе РФ казачьи республики еще могут быть поддержаны. Несколько лет назад на Ставрополье много говорили о создании Русской республики, костяком которой могло стать казачество. Это должно было уравнять ставропольцев в статусе с другими национальностями на Северном Кавказе, имеющими свою государственность. Однако широкой поддержки масс эта идея не получила, будучи раскритикованной митрополитом Ставропольским и Невинномысским Кириллом.

В Кабардино-Балкарии при Арсене Канокове казаки хотели потребовать восстановления Терской автономной казачьей области, существовавшей в 1920 году на территории Майского и Прохладненского районов республики.

«Мы обсуждали это на круге, когда в КБР поднимался вопрос об отделении Балкарии от Кабарды и воссоединении ее с Карачаевском, – рассказал корреспонденту КАВПОЛИТа начальник штаба Котляревского станичного казачьего общества, подполковник запаса, ветеран боевых действий Николай Бобров. – Да, нас осталось процентов 70 от общего населения Майского и Прохладненского районов. За последние 8 лет выехали многие казаки. И мой сын уехал и служит в России, и другие уходят на военную службу. Но они прописаны здесь, и если провести референдум, многие проголосуют за создание автономии».

Казачью республику Николай Николаевич готов поддержать только в том случае, если будет продолжаться «кавказский сепаратизм, так называемый парад суверенитетов». «Когда казаков выдавливают из одной, другой, третьей республики, у нас просто нет другого выхода, кроме как организовываться в свое территориально-общественное объединение, – пояснил он свою позицию. – Поставьте нас в равные условия с титульными нациями, а то мы уже не титульные здесь. Словно Кабардино-Балкария уже не Россия. Если почитать Конституцию республики, то в ней есть существенные расхождения с российской».

А вот нападки на реестр полковник не одобряет, поскольку считает государственную службу необходимой для казаков. Другое дело, что в Кабардино-Балкарии ее казакам не предоставляют, тем самым нарушая федеральные законы.

Казаки по указу ЦИК

Другой собеседник КАВПОЛИТа – Владимир Николенко, заместитель атамана Бештаугорского хуторского казачьего общества – полагает, что Казакии у казаков быть не может, потому что казаки – это не народ, а сословие, «лучшая составная часть русского народа, великороссов».

Он считает, ссылаясь на перепись 1897 года, что до революции казаки вообще не были отдельным народом. Их не было в списке, подготовленном к переписи. «Великоруссы составляли основную часть населения, около 58 миллионов человек. Их представляли славянские племена, в состав которых входили и казаки. То есть еще в позапрошлом веке казаки были сословием и назывались «войсковые казаки»», – напомнил он.

Программа следующей переписи 1926 года не предусматривала выделения признака казачества, однако Северо-Кавказский исполнительный комитет принял решение учитывать сословную принадлежность при проведении переписи на территории края. Это решение было опротестовано ЦСУ СССР, но затем было поддержано ЦИК СССР. При этом этническая принадлежность и принадлежность к казачеству четко различались. Больше всего среди казаков было русских, чуть меньше украинцев, но были и представители других национальностей.

«Казачество как народ было искусственно создано большевиками, – резюмирует Владимир Анатольевич. – И по сути те, кто считает казаков отдельным народом, выполняют большевистское постановление 1926 года. Это абсурд полнейший».

Проект Казакии, подчеркивает Николенко, создавался Деникиным в Гражданскую войну для борьбы с советской властью. «С кем движение во главе с Алексеем Быкадоровым сейчас собирается бороться, не знаю. Выдумывают себе проблемы, выдумывают врагов, оппозиционируют себя со всеми, включая реестровое казачество. Пиарятся для чего-то, – недоумевает полковник запаса. – Мы занимаемся конкретными делами. Утопическая сказка про казачьи республики – это шапито, которое не стоит воспринимать серьезно».

Вредным считает разделять русских и казаков и атаман Красногвардейского хуторского казачьего общества Виталий Меленяко, напоминая, что «казаки первоначально пошли от русских».

«Вольники проталкивают бредовую идею Казакии, чтобы лишний раз на себя обратить внимание», – полагает он, поскольку Быкадоров и Кузнецов мало известны в казачьей среде.

«Можно, не создавая республик, добиваться преференций, готовить законодательную базу, высказывать свою точку зрения, – уверен он. – Мы не создаем Казакию или Гондурас, но вопросы решаются. Что касается положения русских в республиках, то надо поддержать предложение патриарха Кирилла, который предложил добавить в Конституцию положение о государствообразующем русском народе. Когда это в Конституции появится, будет совсем другое отношение к русским».

Порабощенные с помощью США

Есть у проекта Казакии и еще один соавтор – украинец Лев Дробянский, участвовавший в разработке американского законопроекта «О порабощенных нациях», принятого в США в 1959 году за номером 86-90. В нем коммунистическую Россию признали агрессором, который лишил национальной независимости Литву, Латвию и прочие союзные республики, а также Идель-Урал и Казакию.

«И так как эти захваченные нации, видя в Соединенных Штатах цитадель человеческой свободы, ищут их водительства и содействия в деле их освобождения и возвращения им независимости, для США жизненно необходима непоколебимая поддержка стремления к независимости этих покоренных наций», – цитирует документ редактор интернет-издания tkv-press.ru Татьяна Мирошниченко.

Зная о существовании в США этого закона, донцам, кубанцам и терцам, полагает она, не стоит «раздирать свою страну на удельные княжества». Казаки, отмечает Татьяна Мирошниченко, и так раздираемы противоречиями изнутри, а пример Украины показывает, что до добра это не доводит.Вольно-казачье движение заявляет о себе как о политическом национально-освободительном движении казачьего народа. «От кого нас должны освобождать? От России? – иронизирует казачка. – Лидеры этого движения сначала пишут о Казакии вроде как о республике, а потом вдруг уже как о государстве. И раньше между казаками говорили – кто-то о республике, кто-то о государстве. Они и сами не могут найти в этих вопросах общий знаменатель. А я считаю это все вредоносным, потому что сепаратистские идеи могут привести к крови. Мы живем в многонациональном регионе, нам надо добиваться единства. Зачем же педалировать эти темы? Нам надо созидать, а не разрушать».

 

Автор: Светлана Болотникова.

Источник: kavpolit.com