Помогите не рыбой, а удочкой

В Ставропольском окружном казачьем обществе обсуждается программа экономического развития. Между тем такого понятия, как «казачья экономика», пока вообще не существует. Каждый представляет ее себе по-своему.

Казаки, зарабатывая средства в казачьих общинах, чаще выбирают охранный бизнес, сельское хозяйство и проведение массовых культурных и спортивных мероприятий. У некоторых общин есть особые ниши в зависимости от специалистов, которые являются их членами.

А в основном казачьи общества живут за счет членских взносов и благотворительной помощи казаков-предпринимателей.

Вопрос о передаче 70 тысяч гектаров земли, которую в свое время обещал Терскому войску экс-полпред в СКФО Александр Хлопонин, уже не ставится. Нет смысла требовать, потому что все равно не дадут. Можно выпросить лишь новые обещания.

Оформление войскового ЧОПа продолжается второй год, и непонятно, где мы будем искать объекты для охраны. Кубанский опыт говорит нам, что от выгодных контрактов отказываться никто не хочет. Топливные, энергетические объекты уже кем-то охраняются, и даже если будет политическая воля, очень сложно будет занять эту нишу.

Что касается муниципальных и государственных объектов, то на них распространяется 44-й федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Если же объекты коммерческие, то здесь казаки тоже должны занижать стоимость своей работы, чтобы быть конкурентоспособными и привлечь какие-то средства.

Мне представляется, что решить проблему создания казачьей экономики могут несколько важных мероприятий.

Во-первых, это повышение квалификации атаманов и членов правления: кошевых атаманов, товарищей атаманов. Хотелось бы, чтобы краевые власти помогли нам организовать тренинги или курсы повышения квалификации.

Я для своей общины заказывал в учебном центре тренинг по сплочению команды. Он был направлен на получение знаний по социологии, психологии, менеджменту, конфликтологии. Нам преподавали, как эффективнее работать. Это бизнес-курсы, которые стоят достаточно дорого для общины. Поэтому требуется помощь государства. Любой институт их сможет провести. Специалисты по менеджменту, маркетингу не помешают в общине. Хорошо, если в правлении будут такие инициативные люди с активной гражданской позицией.

Во-вторых, нам надо составить индикативный план развития. Совет атаманов, на мой взгляд, должен определиться с целями, которые ставят перед собой округ и войско. А ставропольские ученые, социологи и экономисты нам бы подсказали, на какие индикаторы надо обращать внимание, чтобы можно было увидеть, насколько эффективно мы развиваемся. Надо составить такой план и по нему работать. Концепции и стратегии положительных результатов не приносят.

Индикативные планы первыми начали использовать французы и японцы. Как пишут в учебниках, они воспользовались опытом НЭПа – новой экономической политики, введенной Лениным.

Для государства индикаторами являются такие показатели, как уровень жизни, образованности населения. Для казаков они тоже подходят. У нас в общинах до 70% людей, которые склонны только к охранному бизнесу. Мы должны говорить прямо об этой проблеме, чтобы с ней справиться. Индикаторы как раз выявляют наши слабые места.

Сложно сделать предпринимателя из охранника или учителя. Лучше выявлять способных молодых казаков через бизнес-гранты. Поэтому мое третье предложение – организовать войсковой грантовый конкурс. Если молодой человек сможет составить проект и победить – значит, он уже предприимчивый. А гранты в конечном итоге должны идти на развитие общины.

Есть у меня есть и другие предложения, но они носят рабочий характер.

Терское войско можно рассматривать как корпорацию. Мы ведь обладаем всеми ее признаками: есть корпоративная этика, корпоративная одежда, корпоративные традиции. Нам надо определиться с теми услугами и товаром, которые мы можем продавать.

Пока что у войска нет ничего. Ни одного помещения, ни земли. Ничего, кроме устава, печати и флага. Даже стула нет. Войсковому атаману, взяв печать, сесть некуда. Так что о войсковой экономике говорить очень рано.

Мы не можем ориентироваться на принципы казачьей экономики, так как нет ни одной работы в этой области. Несмотря на то, что казаки были активными, пассионарными людьми, не было прописано ни мотиваторов, ни стимуляторов их деятельности. Экономические взаимоотношения казаков вообще не изучались.

Поэтому нам надо пользоваться любыми существующими инновациями, хотя современные экономические принципы разработаны европейцами на основе их традиций.

Александр Печниковатаман Ставропольского городского казачьего общества СОКО ТВКО

источник: http://kavpolit.com/articles/pomogite_kazakam_ne_ryboj_a_udochkoj-18123/